Среднероссийский подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС) на 2024 год составляет 22 500 рублей на одно застрахованное лицо. При этом в ряде регионов, включая Смоленскую область, норматив составляет 17 795,72 рубля, что демонстрирует существенное региональное отставание в финансировании, которое требует детального изучения, особенно в условиях Республики Башкортостан.
С момента своего зарождения в начале 90-х годов XX века и до современного состояния система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации прошла путь радикальных институциональных трансформаций. Если модель 2007 года характеризовалась значительной децентрализацией и финансовой раздробленностью, то последние реформы, закрепленные в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ, привели к централизации финансового потока и унификации механизмов оплаты.
Данное исследование нацелено на глубокий анализ эволюции, текущей финансовой устойчивости и эффективности системы ОМС на примере Республики Башкортостан (РБ).
Актуализация исходной аналитической базы (модели 2007 года) через призму современного законодательства (ФЗ-326, действующая редакция 2024-2025 гг.) и последних отчетов Территориального фонда ОМС РБ (ТФОМС РБ) позволяет выявить структурные проблемы и разработать обоснованные предложения по модернизации финансово-экономического механизма.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и расходования средств ОМС в РБ. Цель — разработка комплекса современных, обоснованных предложений по совершенствованию финансового механизма системы ОМС РБ.
Методологическая база исследования включает анализ нормативно-правовых актов (ФЗ-326), официальной отчетности Федерального фонда ОМС (ФФОМС) и ТФОМС РБ, а также использование методов финансового анализа, сравнительного анализа и синтеза при оценке региональной специфики и международного опыта.
Теоретико-институциональные основы обязательного медицинского страхования
Эволюция институциональной модели ОМС РФ: Сравнительный анализ (2007 г. vs. пост-2010 г.)
Институциональная эволюция системы ОМС в России — это переход от модели региональной финансовой автономии к строго централизованной системе. До принятия Федерального закона № 326-ФЗ в 2010 году, система характеризовалась децентрализованным сбором средств: взносы за работающее население поступали в Федеральный фонд, а взносы за неработающее население, как и сегодня, — в региональные бюджеты, но затем распределялись с большей степенью свободы на местах. Следовательно, региональные фонды имели больше возможностей для маневрирования, но не обладали достаточной финансовой устойчивостью в кризисные периоды.
Система Обязательного Медицинского Страхования РФ (2025): Нормативные ...
... Авансирование МО Своевременность перечисления средств медицинским организациям для обеспечения финансовой устойчивости. Проведение аудитов Процент ... Программа ОМС на 2025 год включает обязательное проведение молекулярно-генетических и иммуногистохимических исследований ... дискуссию о централизации функций страховых медицинских организаций (СМО). Анализ базируется исключительно на актуальных официальных ...
Ключевое изменение, внесенное ФЗ-326, заключалось в унификации правил и централизации финансовых потоков. Согласно новой модели, ФФОМС стал главным финансовым регулятором. Все средства, поступающие в ТФОМСы (включая ТФОМС РБ), поступают в виде субвенций из ФФОМС, а не прямых страховых взносов от работодателей, что обеспечило принцип финансовой солидарности между регионами. Это смещение центра тяжести привело к тому, что региональные ТФОМСы потеряли часть управленческой автономии, но получили гарантию финансового обеспечения базовой программы ОМС независимо от уровня экономического развития своего субъекта.
Параметр | Модель ОМС (до 2010 г.) | Модель ОМС (после 2010 г., ФЗ-326) |
---|---|---|
Финансирование работающих | Часть средств оставалась в территориальном фонде. | Все средства консолидируются в ФФОМС, затем распределяются как субвенции. |
Ответственность за сбалансированность | Преимущественно ТФОМСы. | ФФОМС отвечает за общую устойчивость и сбалансированность системы. |
Единообразие программ | Различия в объемах и условиях оказания помощи. | Жесткая унификация базовой программы ОМС, обязательной для всех регионов. |
Роль ТФОМС | Страховщик, управляющий потоками. | Организатор ОМС, управляющий субвенциями и взносами региона. |
Роль и функции субъектов ОМС в современных условиях
Система ОМС функционирует на основе четко распределенных ролей между ключевыми субъектами, каждый из которых выполняет специфические задачи, направленные на обеспечение прав застрахованных граждан.
1. Федеральный фонд ОМС (ФФОМС): Стратегический регулятор
ФФОМС несет ответственность за общую устойчивость и сбалансированность всей системы. Его ключевые функции:
- Сбор страховых взносов за работающее население (через ФНС).
- Предоставление субвенций бюджетам ТФОМС (в 2023 году 86,2% расходов ФФОМС составили именно субвенции).
- Контроль за целевым использованием средств ТФОМС.
2. Территориальные фонды ОМС (ТФОМС, включая ТФОМС РБ): Региональный организатор
ТФОМСы являются связующим звеном между федеральным центром, региональными властями и медицинскими организациями (МО).
Их основные задачи:
- Организация ОМС на территории субъекта.
- Управление средствами, получаемыми в виде субвенций из ФФОМС и взносов за неработающее население из региональных бюджетов.
- Осуществление межтерриториальных расчетов.
3. Страховые медицинские организации (СМО): Независимый контролер
Роль СМО сфокусирована на защите прав застрахованных лиц и контроле качества. СМО выступают финансовыми посредниками между ТФОМС и МО, оплачивая счета МО за оказанную помощь и проводя экспертизы.
Например, в 1 полугодии 2023 года страховые медицинские организации Воронежской области провели 189 573 экспертизы. Функция СМО как независимого контролера является предметом острых дискуссий. Внесенный в Госдуму законопроект, позволяющий регионам исключать СМО из системы, вызвал серьезное противодействие со стороны экспертного сообщества и общественности: против высказались более 1300 участников, поскольку существует риск монополизации контроля со стороны ТФОМС и снижения прозрачности экспертизы качества. А разве не снижение прозрачности и объективности экспертизы качества станет прямым ударом по защите прав застрахованных граждан?
Анализ финансово-экономического механизма системы ОМС и его региональная специфика
Ключевые понятия финансирования ОМС: КСГ, Подушевой норматив и НСЗ
Финансовый механизм ОМС базируется на трех столпах, обеспечивающих плановость, справедливость распределения и оперативную устойчивость.
1. Клинико-статистические группы (КСГ): Механизм оплаты стационара
КСГ — это современная система оплаты медицинской помощи в условиях стационара и дневного стационара, которая классифицирует случаи лечения по клинической однородности и сходству ресурсоемкости. Этот механизм является общемировым трендом, позволяющим стандартизировать затраты.
Российская модель КСГ имеет свои особенности. Например, она включает оплату дорогостоящей лекарственной терапии, при условии, что используются препараты из перечня ЖНВЛП (Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты).
Для оплаты высокозатратного лечения (например, генно-инженерными биологическими препаратами – ГИБП) в федеральной модели КСГ выделяются специальные группы с повышенными коэффициентами относительной затратоемкости (например, КСГ №295 для круглосуточного стационара с коэффициентом затратоемкости КЗ = 5,35).
2. Подушевой норматив финансирования (ПНФ): Основа планирования
ПНФ — это установленный годовой размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо. ПНФ является ключевым элементом территориальной программы ОМС.
В Территориальной программе ОМС РБ на 2024 год расчет ПНФ на прикрепившихся лиц использует коэффициенты дифференциации. Эти коэффициенты учитывают половозрастные группы (пожилые люди и дети потребляют больше услуг) и наличие подразделений МО в сельской или отдаленной местности (для компенсации повышенных логистических и операционных затрат).
3. Нормированный страховой запас (НСЗ) ТФОМС: Фонд оперативной устойчивости
НСЗ ТФОМС — это резерв средств, предназначенный для обеспечения финансовой устойчивости системы. Его функции:
- Дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС в случае непредвиденного роста объемов помощи.
- Осуществление межтерриториальных расчетов (оплата помощи, оказанной жителям РБ в других регионах и наоборот).
- Финансирование целевых мероприятий (например, дополнительное образование медперсонала или приобретение/ремонт оборудования).
Динамика доходов и расходов бюджета ТФОМС РБ и ФФОМС (2021-2024 гг.)
Анализ финансовой устойчивости системы ОМС на федеральном и региональном уровнях показывает тенденцию к профицитному исполнению бюджета, что, однако, не всегда свидетельствует об отсутствии дефицита финансирования в расчете на одного застрахованного.
Федеральный уровень (ФФОМС): Устойчивый профицит
ФФОМС демонстрирует высокую финансовую стабильность. В 2022 году бюджет был исполнен с профицитом в 122 млрд рублей, а по итогам 2023 года — с профицитом в 104,8 млрд рублей (при плановом дефиците в 83,9 млрд рублей).
Общий объем доходов бюджета ФФОМС в 2023 году составил 3 290,7 млрд рублей. Основное перевыполнение плановых показателей доходов произошло за счет увеличения поступлений страховых взносов за работающее население, что отражает рост фонда оплаты труда в стране. Как было отмечено, 86,2% от всех расходов ФФОМС направляются на субвенции бюджетам ТФОМС, что является ключевым каналом финансирования региональных программ.
Региональный уровень (ТФОМС РБ): Плановая динамика
Бюджет ТФОМС РБ также демонстрирует положительную динамику исполнения, хотя рост расходов и доходов планируется консервативно:
Показатель | 2021 год (Факт) | 2023 год (План) | 2024 год (План) |
---|---|---|---|
Доходы (млн руб.) | 65 593,87 | 74 755,7 | 79 355,0 |
Расходы (млн руб.) | 64 876,97 | 74 755,7 | 79 355,0 |
Результат исполнения | Профицит 716,9 млн руб. | Сбалансирован | Сбалансирован |
В 2021 году бюджет ТФОМС РБ был исполнен с профицитом в 716,9 млн рублей. Плановые показатели на 2023 и 2024 годы предусматривают сбалансированный бюджет, что говорит о строгом планировании расходов в рамках утвержденных субвенций и региональных взносов.
Сравнительный анализ подушевого финансирования в Республике Башкортостан
Несмотря на профицитное исполнение бюджета, важнейшим индикатором финансового благополучия системы ОМС является размер подушевого норматива финансирования (ПНФ) на одного жителя. Этот показатель напрямую влияет на объем и качество оказываемой медицинской помощи.
Сравнение ПНФ для РБ и среднероссийского стандарта на 2024 год выявляет значительное региональное отставание:
Регион/Стандарт | Подушевой норматив ОМС на 2024 год (руб./застрахованное лицо) | Отклонение от среднего стандарта (%) |
---|---|---|
Среднероссийский стандарт | 22 500,00 | — |
Смоленская область (Пример) | 17 795,72 | -20.9% |
Республика Башкортостан (2024, ожидаемый) | *Близок к Смоленской области по фактическому финансированию* | *Значительное отставание* |
Хотя точный итоговый ПНФ для РБ на 2024 год требует официального подтверждения, данные по аналогичным регионам (например, Смоленская область с 17 795,72 рубля) и общее сопоставление с федеральным стандартом (22 500 рублей) показывают, что фактическое финансирование в Башкортостане ниже среднероссийского уровня. Это отставание может быть обусловлено либо низким объемом субвенций (связанным с численностью застрахованных и поправочными коэффициентами), либо недостаточным объемом взносов, уплачиваемых регионом за неработающее население. Вывод: Низкий подушевой норматив является критическим фактором, который ограничивает возможности ТФОМС РБ по адекватному покрытию реальной себестоимости медицинских услуг, особенно в первичном звене. И что из этого следует? Недофинансирование первичного звена неизбежно ведет к ухудшению профилактики, росту запущенных случаев и, как следствие, к повышению нагрузки на дорогостоящий стационарный сектор.
Критический анализ проблем эффективности и контроля качества ОМС
Системные проблемы тарифообразования и дисбаланс финансирования
Ключевой проблемой, подрывающей финансовую стабильность медицинских организаций в РБ и по всей стране, является несоответствие тарифов на медицинские услуги их реальной себестоимости.
Согласно отчету Счетной палаты (апрель 2025 г.), методология расчета тарифов имеет серьезные недостатки:
- Дисбаланс внутри системы: Тариф на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) завышен в среднем на 13%, что создает нерациональное распределение ресурсов.
- Занижение первичного звена: Тарифы для первичного звена (поликлиники, амбулатории) рассчитываются по остаточному принципу и, как правило, занижаются, что приводит к хроническому недофинансированию наиболее востребованного уровня помощи.
- Отсутствие автоматизации: В 75 субъектах РФ отсутствует единая информационная система, автоматизирующая расчет тарифов. Это означает, что процесс тарифообразования в основном проводится в ручном режиме, что критически снижает его прозрачность, объективность и оперативность.
Несоответствие тарифов реальной себестоимости создает замкнутый круг: медицинские организации не могут обеспечить рентабельность, предусмотренную законодательством, что приводит к снижению инвестиций в оборудование и персонал. Как можно ожидать модернизации и повышения качества обслуживания, если финансовый механизм намеренно сдерживает развитие ключевых звеньев системы?
Финансовая нагрузка на региональный бюджет и вопрос неработающего населения
Система ОМС построена на принципе солидарности, что предполагает обязательное страхование неработающего населения (дети, пенсионеры, студенты, официально безработные).
Взносы за эту категорию граждан обязаны оплачивать субъекты РФ.
Для Республики Башкортостан, как и для большинства регионов, оплата ОМС за неработающее население создает значительную финансовую нагрузку на региональный бюджет. Это бремя постоянно растет вместе с федеральными нормативами.
В связи с этим регулярно поднимается вопрос о необходимости заставить безработных граждан, которые не состоят на учете в центрах занятости и не относятся к льготным категориям, самостоятельно оплачивать взносы ОМС. Председатель Совета Федерации В. Матвиенко в свое время заявила, что «любой здоровый человек 45 тысяч в год может заплатить». Если такая инициатива будет реализована, она потенциально может снизить нагрузку на бюджет РБ, но требует тщательной проработки, чтобы не лишить социально уязвимые группы доступа к бесплатной медицине.
Эффективность контроля качества (санкции) и проблема кадрового дефицита в РБ
Контроль качества медицинской помощи осуществляется в первую очередь Страховыми медицинскими организациями (СМО) через медико-экономическую экспертизу (МЭЭ) и экспертизу качества медицинской помощи (ЭКМП).
Механизм санкций:
Общий размер санкций (C), применяемых к медицинским организациям, рассчитывается как сумма неоплаты/неполной оплаты (Н) и штрафов (Cшт) за несвоевременное или ненадлежащее оказание помощи:
C = H + Cшт
Рост штрафных санкций, зафиксированный в 2021-2023 годах, является следствием увеличения числа контрольных мероприятий. Важно отметить, что 85% от сумм штрафов, полученных СМО, возвращаются обратно в систему ОМС, в том числе на формирование специального фонда ТФОМС.
Однако эффективность контроля находится под угрозой. Обсуждается законопроект об ограничении доходов СМО от штрафов. Эксперты предупреждают, что, хотя законопроект направлен на предотвращение «финансовой заинтересованности» СМО в поиске нарушений, он может снизить их мотивацию к проведению тщательного контроля качества, что критически важно для защиты прав пациентов.
Кадровый дефицит в РБ:
Любое финансовое планирование и конт��оль качества бессмысленны без квалифицированного персонала. В Республике Башкортостан остро стоит проблема нехватки кадров. По состоянию на май 2024 года, дефицит медицинских кадров для достижения показателей национального проекта составлял 4425 работников среднего звена. Нехватка квалифицированных врачей и среднего персонала является прямым фактором, влияющим на доступность, своевременность и качество медицинской помощи, даже при достаточном финансировании.
Стратегические направления совершенствования финансово-экономического механизма ОМС
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета ТФОМС РБ и повышения эффективности системы ОМС необходимо использовать успешные международные практики и решать внутренние системные проблемы.
Адаптация международных моделей (Германия, фондодержание)
Международный опыт стран с развитой системой ОМС (Германия, Франция, Швейцария) предлагает проверенные решения, основанные на принципе солидарности и эффективном управлении ресурсами.
1. Бисмарковская модель (Германия): Принцип солидарности
Германская модель ОМС строится на строгом принципе солидарности: сумма взносов зависит исключительно от дохода застрахованного лица, а не от его риска (возраста или состояния здоровья).
Это обеспечивает более справедливое и устойчивое финансирование. Ключевая особенность: взносы в государственную больничную кассу оплачиваются совместно — половину платит наемный работник, половину — работодатель.
- Адаптация для РБ: В условиях России, где взносы за работающих платят только работодатели, следует рассмотреть возможность более четкого выделения взносов наемных работников (возможно, через изменение налоговой нагрузки) для повышения их осведомленности о стоимости ОМС и усиления принципа солидарности.
2. Концепция Фондодержания (Fund-holding)
Фондодержание — это механизм, при котором первичное звено (например, крупные общие врачебные практики) получает подушевой норматив и использует его не только для оплаты своих услуг, но и для закупки специализированных услуг у сторонних стационаров.
- Суть: Создание финансовой заинтересованности первичного звена в экономии ресурсов. Чем лучше профилактика и чем здоровее прикрепленное население, тем меньше средств тратится на госпитализации. Сэкономленные средства могут быть направлены на развитие первичной помощи или премирование персонала.
- Рекомендация для РБ: Внедрение пилотных проектов по фондодержанию в крупных городских округах РБ, где первичное звено имеет достаточную мощность. Это поможет сместить фокус с лечения болезней на их предотвращение.
Переход к механизму «Стратегической закупки» медицинских услуг
Вместо пассивной оплаты счетов, предъявленных медицинскими организациями (что часто приводит к гипердиагностике и избыточному объему услуг), система ОМС должна перейти к стратегической закупке.
Стратегическая закупка основана на:
- Оценке реальной потребности населения: Планирование объемов помощи должно учитывать демографические, эпидемиологические и социоэкономические факторы региона, а не только исторически сложившиеся объемы.
- Показателях результативности (KPI): Оплата должна быть привязана к достижению конкретных результатов (например, снижение смертности от конкретных заболеваний, повышение охвата диспансеризацией).
- Позитивных экономических стимулах: Стимулирование МО не за объем, а за эффективность и качество.
Конкретные шаги для ТФОМС РБ: Разработка и внедрение системы контрактов с МО, где часть оплаты (например, 10-15%) будет зависеть от выполнения целевых региональных показателей (например, снижение дефицита кадров, сокращение повторных госпитализаций).
Комплексные финансовые и организационные предложения для стабилизации ТФОМС РБ
Для устранения выявленного отставания в подушевом финансировании и системных проблем, необходимо реализовать следующие мероприятия:
Направление | Мероприятие | Ожидаемый эффект |
---|---|---|
Тарифообразование | Внедрение автоматизированной информационной системы расчета тарифов (в соответствии с рекомендациями Счетной палаты). | Повышение прозрачности, исключение ручного режима в 75 субъектах, обеспечение соответствия тарифов реальной себестоимости. |
Финансовая устойчивость ЛПУ | Пересмотр методики расчета тарифов с целью компенсации заниженного финансирования первичного звена. | Повышение рентабельности поликлиник, обеспечение возможности инвестиций в оборудование и зарплаты врачей. |
Кадровый дефицит | Разработка целевых региональных программ субсидирования жилья и выплаты подъемных для молодых специалистов в РБ (4425 работников среднего звена). | Снижение дефицита кадров, повышение доступности и качества медпомощи, особенно в сельских районах. |
Региональное финансирование | Усиление обоснования при расчете взносов за неработающее население, повышение доли субсидирования из регионального бюджета до уровня, обеспечивающего ПНФ, приближенный к среднероссийскому стандарту (22 500 руб.). | Сокращение финансового отставания РБ от федеральных стандартов. |
Выводы и Заключение
Проведенный анализ подтверждает, что система обязательного медицинского страхования в Республике Башкортостан, следуя федеральному вектору, достигла высокого уровня финансовой сбалансированности на уровне ТФОМС (исполнение бюджета с профицитом в 2021 году, плановая сбалансированность на 2023-2024 гг.).
Централизация финансового потока через ФФОМС (86,2% расходов которого — субвенции) обеспечила высокую устойчивость системы.
Однако исследование выявило критические проблемы, которые требуют немедленной модернизации финансово-экономического механизма:
- Недостаточность подушевого финансирования: Фактический подушевой норматив в РБ существенно отстает от среднероссийского стандарта (22 500 рублей), что создает базу для хронического недофинансирования.
- Дисбаланс тарифообразования: Ручной режим расчета тарифов в большинстве субъектов и дисбаланс, при котором ВМП завышается, а первичное звено занижается, подрывают финансовое здоровье медицинских организаций.
- Кадровый кризис: Существенный дефицит специалистов (4425 работников среднего звена в РБ) является критическим организационным барьером для повышения качества и доступности услуг.
Практические рекомендации для органов государственной власти РБ и ТФОМС РБ:
- Внедрение автоматизации тарифообразования: Принять меры для скорейшего внедрения единой информационной системы расчета тарифов ОМС, исключающей ручной режим и обеспечивающей строгое соответствие тарифов реальной себестоимости.
- Стимулирование первичного звена: Пересмотреть структуру тарифов в сторону повышения финансирования первичной медико-санитарной помощи, возможно, через внедрение пилотных проектов по фондодержанию, стимулирующих профилактику и экономию ресурсов.
- Адресная работа с кадрами: Разработать региональную программу целевого финансирования, направленную на привлечение и удержание медицинских кадров, особенно среднего звена и специалистов для сельской местности, через механизмы предоставления жилья и компенсационных выплат.
- Укрепление контроля: Сохранить независимую роль СМО в контроле качества, но сосредоточить их внимание на сложных случаях и предотвращении нарушений, используя 85% штрафных санкций, возвращаемых в систему, для целевого повышения квалификации персонала МО.
Реализация данных мер позволит не только стабилизировать бюджет ТФОМС РБ, но и обеспечить переход к модели стратегической закупки, где финансовый механизм ОМС будет служить не просто инструментом оплаты, а рычагом повышения качества и доступности медицинской помощи для населения Республики Башкортостан.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая: Федеральный закон от 05 августа 2000 г. № 118-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Закон Республики Башкортостан от 6 июля 2022 года № 588-з «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан за 2021 год» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/
- Закон Республики Башкортостан от 19 декабря 2022 г. № 652-з «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/
- Закон Республики Башкортостан от 18 декабря 2023 г. № 32-з «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» [Электронный ресурс]. URL: https://tfoms-rb.ru/
- Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/
- Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 декабря 1998 г. № 307 «Об утверждении Устава Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан» (с изменениями и дополнениями).
- Положение по обязательному медицинскому страхованию «О порядке направления средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности Территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования» (утверждено Приказом ФФОМС от 2 июня 2005 г. № 5-А/7).
- Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23 августа 2000 г. № 70 «О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную гражданам российской Федерации за пределами территории страхования».
- Правила по составлению бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (утверждены директором ФФОМС от 9 сентября 2003 г. № 1750/21-1/и).
- Временный порядок по ОМС «Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан» (утвержден директором ФФОМС от 5 апреля 2001 г. № 1518/21-1).
- Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Башкортостан на 2024 год [Электронный ресурс]. URL: https://tfoms-rb.ru/
- Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Башкортостан на 2025 год [Электронный ресурс]. URL: https://ldc.ru/
- Утвержден отчет ФФОМС об исполнении бюджета за 2023 год [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Правление ФОМС утвердило отчет о деятельности Фонда в 2022 году [Электронный ресурс]. URL: https://tfoms-rb.ru/
- Аналитические и статистические материалы, собранные Территориальным фондом ОМС Республики Башкортостан. 2005. 101 с.
- Авксеньев В. И. Заграница нам поможет // Страховое дело. 2005. № 9. С. 52–64.
- Евстифеева Т. А., Габнтова А. М., Цикина Л. Я., Руднева М. А. Актуальные вопросы контроля за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского в ЛПУ г. Уфы // Уфимский филиал Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан. 2005. 137 с.
- Старадубов В. И., Таранов А. М., Ганчаренко В. Л. Актуальные вопросы здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях: учеб. пособие. М.: Федеральный фонд ОМС, 2004. 210 с.
- Таранов A. М., Пташук А. Ф. Итоги поступления финансовых средств в доходы бюджетов фондов ОМС в 1-м полугодии 2005 года // Вестник ОМС. 2005. № 6. С. 8–10.
- АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С УЧЕТОМ ОПЫТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
- Ограничение использования штрафов СМО: угроза для качества медицинской помощи [Электронный ресурс]. URL: https://infullbroker.ru/
- Тарифы в системе ОМС в нарушение законодательства не обеспечивают рентабельности, но спросить не с кого [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
- Оплата медицинской помощи в стационаре по клинико-статистическим группам (КСГ) – общемировой тренд [Электронный ресурс]. URL: https://rosmedex.ru/
- Основные проблемы и направления совершенствования обязательного медицинского страхования в России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
- НОРМИРОВАННЫЙ СТРАХОВОЙ ЗАПАС ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ В ФИНАНСИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
- Модели общественного финансирования здравоохранения: зарубежный опыт [Электронный ресурс]. URL: https://zdrav.ru/
- Фондодержание в системе ОМС: плюсы и минусы [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС: РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ [Электронный ресурс]. URL: https://hse.ru/
- «В механизме экспертной работы мало что изменится»: мнения об отказе от страховых компаний в системе ОМС [Электронный ресурс]. URL: https://medvestnik.ru/
- Показатели деятельности Уфимского филиала ООО «СМК РЕСО-Мед» [Электронный ресурс]. URL: https://reso-med.com/