Правовой институт налоговых льгот в Российской Федерации: доктрина, практика и направления совершенствования

Дипломная работа

Налоговые льготы — один из наиболее динамичных, но в то же время противоречивых институтов финансового права. Они выступают не только как механизм, смягчающий фискальное бремя для социально незащищенных категорий граждан или отраслей экономики, но и как мощный инструмент государственной политики, направленный на стимулирование инвестиций, инноваций и решение демографических задач.

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что, по данным Минфина России, объем налоговых расходов, связанных с предоставлением льгот и преференций, ежегодно составляет триллионы рублей, что сопоставимо с расходами федерального бюджета на крупные национальные проекты. Это обстоятельство требует постоянного и критического анализа правового регулирования, эффективности и справедливости предоставления налоговых преимуществ. Недостаточная правовая определенность, а также доктринальные споры о соотношении понятий «налоговая льгота», «налоговый вычет» и «специальный налоговый режим» создают риски для налогоплательщиков и осложняют работу правоприменительных органов.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления, предоставления и применения налоговых льгот в Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы налогового законодательства РФ (прежде всего, Налогового кодекса РФ), регулирующие институт налоговых льгот, научные доктрины, а также правоприменительная практика, включая новейшие решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Цель работы заключается в систематизации теоретических основ института налоговых льгот, проведении комплексного анализа действующего законодательства и правоприменительной практики, а также в разработке конкретных предложений по совершенствованию регулирования в области обеспечения бюджетной эффективности и справедливости налогообложения.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Установить доктринальное и легальное соотношение ключевых категорий: «налоговая льгота», «налоговый вычет» и «специальный налоговый режим».
  2. Проследить историко-правовую эволюцию института налоговых льгот в России, начиная с ранних форм податного иммунитета.
  3. Выявить и классифицировать основные правовые проблемы в сфере налоговых льгот, связанные с отсутствием единой легальной классификации.
  4. Проанализировать правоприменительную практику по налоговым вычетам по НДФЛ, включая критическое осмысление новейших позиций Конституционного Суда РФ.
  5. Оценить эффективность налоговых расходов на основе методики Правительства РФ и сформулировать предложения по повышению справедливости налоговых льгот.

Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка использованных источников.

13 стр., 6239 слов

Имущественные налоговые вычеты в России: Комплексный анализ законодательных ...

Целью настоящей работы является всеобъемлющее исследование имущественных налоговых вычетов в Российской Федерации, включающее анализ современного правового регулирования, ... сложной, но чрезвычайно важной сферы имущественных налоговых вычетов. Эволюция и современное правовое регулирование имущественных налоговых вычетов Налоговое законодательство, подобно живому организму, постоянно адаптируется ...

Глава 1. Теоретико-правовые основы и историческая эволюция института налоговых льгот

Доктринальное и легальное соотношение понятий «налоговая льгота», «налоговый вычет» и «специальный налоговый режим»

Институт налоговых льгот является ярким примером юридической техники, направленной на отступление от общего принципа всеобщности и равенства налогообложения (ст. 3 НК РФ) в целях достижения социально значимых, экономических или экологических задач.

Легальное определение налоговой льготы закреплено в пункте 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ, согласно которому налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Из этого определения вытекают два ключевых признака:

  1. Категориальность: Льгота предоставляется не произвольно, а только определенной, четко очерченной законом категории субъектов (по принципу объективности и неиндивидуальности).
  2. Право, а не обязанность: В соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Это отличает льготу от императивного освобождения, которое применяется независимо от воли плательщика.

В доктрине налогового права существует устоявшееся мнение о том, что налоговые вычеты являются разновидностью (формой) налоговых льгот. Налоговые вычеты (например, стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные по НДФЛ, предусмотренные статьями 218, 219, 220 НК РФ) представляют собой суммы, уменьшающие налоговую базу. И что из этого следует? Фактически, вычеты выполняют ту же функцию перераспределения фискального бремени, что и льготы, но действуют опосредованно, через базу, а не через ставку или сумму налога.

Признак сравнения Налоговая льгота (ст. 56 НК РФ) Налоговый вычет (ст. 218–220 НК РФ) Специальный налоговый режим (ст. 18 НК РФ)
Цель Предоставление преимущества Уменьшение налоговой базы (преимущество) Особый порядок исчисления и уплаты налогов
Правовая природа Преимущество для отдельных категорий Форма льготы (скидка) Самостоятельный, комплексный режим
Право на отказ Налогоплательщик вправе отказаться (п. 2 ст. 56 НК РФ) Налогоплательщик вправе отказаться Выбор режима является добровольным
Влияние на элементы Уменьшает ставку, сумму или освобождает от уплаты Уменьшает налоговую базу Заменяет уплату нескольких налогов (НДС, Налог на прибыль, Налог на имущество организаций)

Специальные налоговые режимы (СНР), перечисленные в статье 18 НК РФ (УСН, ЕСХН, ПСН, НПД), имеют более широкий и комплексный характер. СНР — это не просто преимущество, а особый порядок определения элементов налогообложения, который зачастую предусматривает освобождение от обязанности по уплате целого ряда общих налогов (например, УСН освобождает от налога на прибыль, НДС и налога на имущество организаций).

Таким образом, СНР включает в себя элементы налоговых освобождений и льгот, но сам по себе является самостоятельным правовым институтом, призванным упростить администрирование и стимулировать малый и средний бизнес.

Историко-правовая ретроспектива развития налоговых льгот в России

История налоговых льгот в России отражает смену государственных приоритетов — от политического иммунитета к экономическому стимулированию и социальной поддержке. Истоки института можно найти еще в периоде феодальной раздробленности. Изначально льготы имели форму тарханных грамот (XIII–XVI вв.) — жалованных грамот, предоставлявших полный или частичный податной иммунитет. Как правило, они выдавались крупным вотчинникам или церковным корпорациям (например, монастырям).

Это был инструмент политической власти, определявший пределы юрисдикции и полномочий в налоговой сфере. Примером также служат проезжие грамоты XV–XVII вв., которые даровали право беспошлинного провоза товаров (ружные, льготные грамоты), тем самым выполняя функцию таможенного освобождения.

В XIX веке, после реформ 1860-х годов, когда фискальная система стала опираться на прямые налоги (подушный, а затем и промысловый) и акцизы, институт льгот начал приобретать более структурированный характер. Однако долгое время он оставался под влиянием сословного принципа, а его фискальная роль преобладала, что было обусловлено хроническим дефицитом бюджета. Что же происходило в новейшую историю? Основополагающим этапом стало восстановление налоговой системы в 1990-е годы. После распада СССР возникла острая необходимость в создании новой, рыночно ориентированной системы.

Этап Дата Ключевое событие Влияние на институт льгот
Ранний переход Апрель 1990 г. Принят Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР…» Заложены основы подоходного налогообложения с системой вычетов.
Основание системы 27 декабря 1991 г. Принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» Установлена правовая база для введения более 20 видов налогов и сборов.
Институционализация 21 ноября 1992 г. Создание Государственной налоговой службы (ГНС) Формирование самостоятельного органа контроля и администрирования.
Кодификация С 1998 г. Введение в действие частей I и II Налогового кодекса РФ Систематизация и унификация льгот, закрепление легального определения (ст. 56).

Принятие Налогового кодекса РФ ознаменовало переход к системному регулированию льгот. Современные льготы ориентированы не только на фискальную роль (обеспечение поступлений в бюджет), но и на стимулирующую функцию, что проявляется в предоставлении преференций для инновационных компаний, особых экономических зон и социальных вычетов для граждан.

Глава 2. Правовое регулирование и проблемы классификации налоговых льгот в Российской Федерации

Классификация налоговых льгот в научной доктрине: критерии и подходы

В отличие от легального определения, представленного в ст. 56 НК РФ, налоговое законодательство Российской Федерации не содержит исчерпывающей и единой классификации налоговых льгот. Это создает серьезные проблемы в правоприменительной практике и доктрине, поскольку затрудняет унификацию подходов и оценку эффективности.

В научной доктрине сложились два основных подхода к классификации:

  1. Широкий подход: Сюда относят любые случаи законодательного освобождения от налогообложения, включая специальные налоговые режимы и необлагаемый минимум.
  2. Узкий подход: Фокусируется исключительно на преимуществах, предоставляемых отдельным категориям плательщиков, исключая общеобязательные нормы (например, необлагаемые элементы).

Наиболее функциональной является классификация по следующим ключевым критериям:

Критерий классификации Виды льгот Правовая сущность
По методу льготирования 1. Налоговое освобождение (изъятие) Полное или частичное исключение объекта из-под обложения (наиболее радикальная форма).
2. Налоговая скидка (вычет) Уменьшение налоговой базы или суммы налога (наиболее распространенный тип, например, вычеты по НДФЛ).
3. Налоговый кредит Отсрочка уплаты налога или зачет ранее уплаченных сумм в будущих периодах (например, инвестиционный налоговый кредит).
По функциям/целям 1. Хозяйственного характера (стимулирующие) Направлены на развитие конкретных отраслей или регионов (ОЭЗ, льготы для ИТ-сектора).
2. Социального характера Обеспечение принципа справедливости, поддержка незащищенных слоев (пенсионеры, инвалиды, социальные вычеты).
3.

Технического характера

Устранение двойного налогообложения.
По субъекту Предоставляемые физическим лицам; Предоставляемые организациям; Предоставляемые публично-правовым образованиям. Обеспечивает реализацию принципа категориальности (ст. 56 НК РФ).

Четкая классификация критически важна для правовой определенности и для реализации принципа бюджетной эффективности. Если законодатель не различает, является ли норма стимулирующей льготой или техническим освобождением, затрудняется оценка, насколько эффективно бюджет тратит средства на поддержку определенных сфер. Какой важный нюанс здесь упускается? Часто технические освобождения, направленные на предотвращение двойного налогообложения, ошибочно учитываются как налоговые расходы, что искажает реальную картину фискальных потерь государства.

Сравнительный анализ основных видов налоговых льгот (на примере НДФЛ, налога на прибыль и налога на имущество организаций)

Институт налоговых льгот реализуется в различных главах НК РФ, отражая специфику каждого налога.

1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ): Социальная направленность

Основной формой льготирования по НДФЛ являются налоговые вычеты, которые носят ярко выраженный социальный и стимулирующий характер:

  • Стандартные вычеты (ст. 218 НК РФ): Предоставляются отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды, лица, имеющие детей).

    По данным ФНС России, эти вычеты наиболее востребованы, составляя около 80% всех вычетов, предоставляемых через работодателя, что подчеркивает их массовый социальный характер.

  • Социальные вычеты (ст. 219 НК РФ): Предоставляются на расходы, связанные с образованием, лечением, добровольным страхованием жизни. Их востребованность ниже (около 2%), что часто связывают со сложностью сбора документов и низким лимитом (например, 120 тыс. руб. в год до 2024 года, с 2024 г. — 150 тыс. руб. для определенных расходов).
  • Имущественные вычеты (ст. 220 НК РФ): Стимулируют покупку жилья и строительство, а также продажу имущества.
  • Инвестиционные вычеты (ст. 2191 НК РФ): Стимулируют долгосрочные инвестиции на фондовом рынке (ИИС).

2. Налог на прибыль организаций (Глава 25 НК РФ): Стимулирование экономики

В налоге на прибыль льготы чаще всего проявляются в виде налоговых освобождений и специальных условий определения налоговой базы:

  • Освобождения: Например, освобождение от налогообложения прибыли, полученной от определенных видов деятельности (например, от продажи акций высокотехнологичных компаний, находящихся в собственности более 5 лет).
  • Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ): Позволяет уменьшить сумму налога на прибыль (или авансовых платежей) на сумму расходов, связанных с приобретением или модернизацией основных средств. ИНВ является примером налогового кредита, реализуемого через региональные законы.

3. Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ): Региональный и отраслевой фокус

Льготы по налогу на имущество часто устанавливаются на региональном уровне и направлены на поддержку приоритетных для субъекта РФ отраслей. Например, освобождение имущества, используемого для инновационной деятельности, или обложение по ставке 0% в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК).

Выявленные коллизии: Основная коллизия в правоприменительной практике связана с неоднозначным толкованием условий предоставления льгот, особенно когда речь идет о разграничении предпринимательской и личной деятельности (см. далее анализ Постановления КС РФ).

Глава 3. Эффективность, правоприменительная практика и направления совершенствования института налоговых льгот

Анализ правоприменительной практики по налоговым вычетам по НДФЛ: социальная роль и проблемы

Налоговые вычеты по НДФЛ, будучи разновидностью социальных льгот, выполняют функцию перераспределения доходов и частичной компенсации гражданам затрат на жизненно необходимые нужды. Как было отмечено, стандартные вычеты (ст. 218 НК РФ), предоставляемые на детей и социально незащищенным лицам, являются наиболее массовыми.

Однако общая структура предоставления вычетов демонстрирует низкую востребованность социальных вычетов (2% по данным ФНС).

Это свидетельствует о том, что либо установленные лимиты не соответствуют реальным затратам граждан (например, на дорогостоящее лечение или образование), либо процедура их получения является слишком сложной и не стимулирует граждан обращаться за ними. Стоит ли удивляться, что низкая востребованность социальных вычетов обусловлена бюрократическими барьерами, которые сводят на нет их стимулирующий эффект?

Проблемы судебной практики:

Судебная практика регулярно сталкивается с проблемой неправомерного получения вычетов. Типичные примеры — попытки получения имущественных налоговых вычетов (ст. 220 НК РФ) при приобретении жилья за счет средств федерального бюджета, например, с использованием материнского капитала или военных сертификатов.

Суды последовательно придерживаются позиции, что имущественный вычет предоставляется только в той части, которая была оплачена налогоплательщиком из собственных средств. Если гражданин получает вычет за счет средств, выделенных государством (целевое финансирование), это признается неосновательным обогащением. Налоговые органы в таких случаях вправе взыскать излишне возвращенную сумму налога, что подтверждает судебная практика Верховного Суда РФ. Принцип здесь прост: льгота не должна превращаться в двойное субсидирование за счет бюджета.

Правовая определенность в сфере профессиональных налоговых вычетов: критический анализ Постановления КС РФ от 14.02.2024 N 6-П

Одной из самых острых проблем правоприменения является вопрос о праве на профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ) для физических лиц, которые не имеют официального статуса индивидуального предпринимателя (ИП), но чья деятельность по решению налогового органа или суда признана предпринимательской.

Суть проблемы: НК РФ (п. 1 ст. 221 и подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ) предоставлял право на профессиональный вычет (уменьшение дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов) лицам, зарегистрированным как ИП, или лицам, занимающимся частной практикой. В то же время, если незарегистрированное физическое лицо получало доход от систематической деятельности, налоговый орган мог признать эту деятельность предпринимательской и доначислить НДФЛ. Однако такое лицо, не имея статуса ИП, автоматически теряло право на вычет расходов, что приводило к обложению налогом всей суммы дохода, а не чистой прибыли.

Позиция Конституционного Суда РФ (Постановление от 14.02.2024 N 6-П):

Конституционный Суд РФ признал указанные положения НК РФ неконституционными в той мере, в какой их неопределенность не позволяла однозначно решить вопрос о праве на профессиональные вычеты для физических лиц, которые:

  1. Осуществляли предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП.
  2. Облагались НДФЛ как предприниматели.

КС РФ подчеркнул, что такой подход нарушает принципы равенства и справедливости налогообложения. Нельзя с одной стороны признавать деятельность предпринимательской для целей налогообложения дохода, а с другой — отказывать в праве на вычет расходов, необходимых для получения этого дохода. Это приводит к чрезмерному фискальному бремени. Суд обязал законодателя внести необходимые изменения в НК РФ, чтобы обеспечить правовую определенность и предсказуемость. До внесения изменений суды и налоговые органы должны применять профессиональные вычеты к доходам таких лиц, если расходы документально подтверждены. Данное постановление является важнейшей вехой в практике последних лет, демонстрирующей защитную функцию института налоговых льгот.

Методика оценки эффективности налоговых расходов и основные направления совершенствования законодательства

Повышение эффективности налоговых льгот — ключевая задача финансовой политики государства. С 2019 года в России действует системный подход к оценке, основанный на Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 439, которое утвердило Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации.

Под налоговыми расходами понимаются выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленные предоставлением налоговых льгот, освобождений и других преференций.

Методика оценки эффективности налоговых расходов включает три основных критерия:

Критерий Описание Инструмент оценки
Целесообразность Соответствие налогового расхода целям государственных программ и государственной социально-экономической политики. Анализ связей между льготой и целевыми показателями госпрограмм.
Востребованность Соотношение количества налогоплательщиков, воспользовавшихся льготой, и потенциального круга плательщиков. Статистика ФНС и Минфина, динамика применения льготы.
Результативность и бюджетная эффективность Оценка вклада налогового расхода в достижение целей госпрограмм (результативность) и соотношение финансовых выгод для плательщиков и эффекта для экономики (бюджетная эффективность). Расчеты чистого дисконтированного дохода (NPV) или иных экономических показателей.

Результаты оценки (Пример 2022 г.): Минфин России регулярно публикует результаты оценки. Например, инвестиционный налоговый вычет, связанный с индивидуальными инвестиционными счетами (ИИС), был признан эффективным, поскольку он значительно способствовал достижению целей социально-экономического развития, стимулируя приток частных инвестиций на фондовый рынок, и продемонстрировал рост востребованности среди налогоплательщиков. Льготы, признанные неэффективными, подлежат уточнению или отмене, что демонстрирует механизм обратной связи.

Предложения по повышению справедливости и эффективности налоговых льгот

На основе проведенного анализа и с учетом принципов справедливости и бюджетной эффективности, предлагаются следующие направления совершенствования законодательного регулирования налоговых льгот:

1. Систематизация и кодификация понятий

Необходимо законодательно закрепить в НК РФ четкую легальную классификацию налоговых льгот, дифференцировав их по методу предоставления (освобождение, скидка, кредит) и по цели (социальная, стимулирующая, техническая).

Это повысит правовую определенность и облегчит процесс оценки их эффективности в соответствии с Постановлением № 439.

2. Повышение справедливости социальных вычетов по НДФЛ

Для обеспечения принципа справедливости, особенно в отношении граждан с низкими доходами, и для реализации положений Постановления КС РФ, необходимо:

  • Введение необлагаемого налогового минимума (ННМ): Установить ННМ для всех граждан на уровне не ниже прожиточного минимума. Это позволит обеспечить, чтобы налог на доходы не взимался с средств, необходимых для поддержания минимального уровня жизни.
  • Применение системы семейных коэффициентов: Переход от фиксированных стандартных вычетов на детей к системе, учитывающей количество иждивенцев и общий доход семьи. Это позволит более адресно компенсировать налоговое бремя многодетным семьям.
  • Индексация размеров вычетов: Регулярная индексация лимитов социальных вычетов (ст. 219 НК РФ) с учетом динамики минимального размера оплаты труда (МРОТ) и инфляции, а не только на основе административных решений, что позволит сделать их более востребованными.

3. Реализация Постановления КС РФ от 14.02.2024 N 6-П

Необходимо оперативно внести изменения в статьи 221 и 227 НК РФ, прямо предусматривающие право на профессиональные налоговые вычеты для физических лиц, которые, не будучи зарегистрированными как ИП, фактически осуществляют предпринимательскую деятельность, признанную таковой налоговыми органами. Это устранит правовую неопределенность и восстановит конституционные принципы равенства.

Заключение

Институт налоговых льгот в Российской Федерации представляет собой сложный, многофункциональный правовой механизм, имеющий глубокую историческую эволюцию от податных иммунитетов (тарханных грамот) до современных инструментов социальной поддержки и экономического стимулирования.

В рамках теоретического анализа было установлено, что, несмотря на легальное определение льготы в ст. 56 НК РФ, налоговые вычеты по своей правовой природе являются ее разновидностью, а специальные налоговые режимы — это более широкие, комплексные институты, которые включают элементы льгот. Отсутствие единой легальной классификации налоговых льгот по функциям и методам льготирования остается ключевой доктринальной проблемой, препятствующей повышению правовой определенности.

Исследование правоприменительной практики продемонстрировало критическую важность судебного контроля для обеспечения справедливости налогообложения. Новейшее Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2024 N 6-П о профессиональных налоговых вычетах для физических лиц без статуса ИП является прямым свидетельством необходимости доработки законодательства в части устранения правовой неопределенности и защиты принципов равенства.

Анализ бюджетной эффективности показал, что благодаря принятию Постановления Правительства РФ № 439 и разработке методик оценки, государство имеет инструменты для системного контроля над налоговыми расходами. Признание инвестиционных вычетов (например, по ИИС) эффективными подтверждает стимулирующую роль льгот. Для достижения цели исследования и повышения справедливости и эффективности института налоговых льгот были предложены конкретные меры, включая: законодательное введение необлагаемого налогового минимума на уровне прожиточного минимума, применение семейных коэффициентов при предоставлении вычетов по НДФЛ и обязательную индексацию лимитов социальных вычетов с учетом МРОТ. Реализация этих предложений позволит не только оптимизировать структуру налоговых расходов, но и укрепить доверие граждан к налоговой системе.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237; СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 01.03.2013) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 01.01.2013) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федер. закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 07.06.2012) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
  9. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. 29.12.2012) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
  10. Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 22.11.2011) // РГ РФ. 1992. № 33.
  11. Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» (в ред. от 29.06.2012) // РГ РФ. 1992. № 36.
  12. Указ Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (в ред. от 08.04.2003) // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 396.
  13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (в ред. от 31.01.2013) // СЗ РФ. 2004. № 22. Ст. 3254.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг…» (в ред. от 26.06.2007) // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1256.
  15. Письмо ФНС России от 26.01.2006 № ГИ-6-04/70 «О порядке предоставления стандартных налоговых вычетов». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  16. Приказ Минфина РФ от 26.04.2001 № 35н «Об утверждении Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения…» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 30.
  17. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2024 N 6-П. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  18. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 года № 5-П. [Электронный ресурс]. URL: https://mos-gorsud.ru
  19. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 8.
  20. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2009 № ВАС-428/09. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  21. Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 18. Специальные налоговые режимы. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  22. Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам. Доступ из СПС «Гарант».
  23. Барахин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. Москва: Книжный мир, 2000. 288 с.
  24. Бару М. И. Унификация и дифференциация нормы трудового права. Москва, 1970.
  25. Барулин С. В., Макрушин А. В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  26. Бахрах Д. Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск: СЮИ, 1989. С. 77.
  27. Боханов А. Н. Подоходный налог и крупная буржуазия в России // Исторические записки. Т. 114. Москва, 1986. С. 280.
  28. Виды налоговых льгот в Российской Федерации: новый взгляд на основания классификации. [Электронный ресурс]. URL: https://aljournal.net
  29. Гармаева М. А. Правовое регулирование налоговых вычетов в российском налоговом законодательстве. Москва, 2008.
  30. Гудимов Н. В. Стимулирование трудовой активности. Проблемы совершенствования законодательства о труде и социальном обеспечении: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1983.
  31. Даль О. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. Москва: Русский язык, 1981. 243 с.
  32. Заниздра Д. Ю. Правовые основы использования налоговых льгот в Российской Федерации. Москва, 2005. 165 с.
  33. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЬГОТ И НАЛОГОВЫХ ОСВОБОЖДЕНИЙ B ПОЛЬСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. [Электронный ресурс]. URL: https://ijoness.com
  34. Козюк М. Н. Правовое равенство и привилегии депутатской неприкосновенности // Личность и власть. Ростов н/Д, 1995.
  35. Костанян Р. К. Правовое регулирование налоговых льгот в Российской Федерации. Москва, 2008. 189 с.
  36. Крылатых Е. Г. Роль льгот в праве социального обеспечения // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1988. № 2. С. 92.
  37. Кустова М. В. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н. А. Шевелева. Москва: Юристъ, 2001. С. 190-199.
  38. Кучерова И. И. Налоговое право России: Курс лекций. Москва: ЮрИнфор, 2002. 121 с.
  39. Малько А. В. Теория государства и права. Москва: Юристъ, 2000. 258 с.
  40. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  41. Морозов И. С. Льготы в российском праве: вопросы теории и практики: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. 9 с.
  42. Налоговое право. Общая часть. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru
  43. Налоговая система России во второй половине XIX — начале XX века (Историко-правовой аспект).

    [Электронный ресурс]. URL: https://dslib.net

  44. НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО НДФЛ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВА. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru
  45. Пашков А. С., Ротань В. Г. Социальная политика и трудовое право. Москва, 1986. С. 56, 79-80, 170.
  46. Покровский Н. Н. О подоходном налоге. Петроград, 1915. 142 с.
  47. Понятие и классификация налоговых льгот. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru
  48. Результаты оценки эффективности налоговых расходов за 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru
  49. Ротань В. Г. Социальное равенство и советское трудовое право в условиях развитого социализма. Воронеж, 1983. 43 с.
  50. Рощупкина Л. А. Льготы инвалидам. Ответы на все вопросы. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2006. 126 с.
  51. Сбежнев А. А. Вычеты по налогу на доходы физических лиц. Москва, 2010. 196 с.
  52. Систематизация и классификация налоговых льгот. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru
  53. Смирнов О. В. Основные принципы советского трудового права. Москва, 1997. 117 с.
  54. Соотношение налоговых вычетов и налоговых льгот. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru
  55. Субочев В. В., Малько А. В. Законные интересы как правовая категория. Москва: Юрид. Центр Пресс, 2004. 158 с.
  56. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. М. И. Чепурина. Москва, 1998. 216 с.
  57. Черкашина О. А. Налоговые льготы как правовой институт. Москва, 2007. 179 с.
  58. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Инфра-М, 2002. С. 165 — 167.
  59. Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период. [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru
  60. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru
  61. Развитие налоговых льгот в России. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru
  62. Рекомендации субъектам Российской Федерации по повышению качества оценки эффективности налоговых расходов. [Электронный ресурс]. URL: https://garant.ru
  63. Основные направления совершенствования налоговой системы российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru
  64. (Налоговые вычеты: Что такое налоговый вычет).

    [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru

  65. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru
  66. Вычет по НДФЛ: 3 распространенные ошибки. [Электронный ресурс]. URL: https://garant.ru
  67. Стандартный налоговый вычет на ребенка можно получить за прошлые годы. [Электронный ресурс]. URL: https://garant.ru
  68. налоговые вычеты: сущность и проблемы их применения. [Электронный ресурс]. URL: https://fa.ru
  69. КС РФ постановил внести изменения в НК РФ о профессиональных вычетах по НДФЛ. [Электронный ресурс]. URL: https://1c.ru
  70. XII. Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».