В первом полугодии 2025 года доля десяти крупнейших по объему активов банков впервые превысила 80%, достигнув 80,9% в совокупных активах всего сектора. Эта цифра не просто статистика; она становится наглядным символом глубоких трансформаций, которые переживает кредитно-банковская система России на протяжении последних двух десятилетий. От периода бурного роста и либерализации начала 2000-х до жесткой консолидации и адаптации к беспрецедентным геополитическим вызовам 2020-х годов, российский банковский сектор постоянно находится в движении. Его стабильность, эффективность и способность к адаптации напрямую влияют на экономическое благосостояние страны, являясь кровеносной системой для бизнеса, населения и государства.
Данное исследование призвано не просто констатировать факты, но и предложить глубокий, академически обоснованный анализ эволюции, текущего состояния и перспектив кредитно-банковской системы Российской Федерации. Мы погрузимся в исторический контекст, чтобы понять, как формировался современный ландшафт, рассмотрим ключевые функции Центрального банка и коммерческих банков, проанализируем влияние государственного регулирования, включая макропруденциальные меры и новые законодательные акты. Особое внимание будет уделено вызовам, порожденным санкционным давлением, и адаптационным стратегиям, которые применяются для поддержания устойчивости. Цель работы — представить всестороннюю картину, которая станет надежной основой для понимания сложных процессов в финансовом секторе России.
Теоретические основы и методология анализа кредитно-банковской системы
Прежде чем приступить к эмпирическому анализу, необходимо очертить теоретические рамки, в которых будет проводиться исследование. Кредитно-банковская система — это не просто совокупность финансовых институтов; это сложный, многоуровневый механизм, выполняющий ключевые функции в экономике любой страны, и её изучение требует систематизированного подхода, опирающегося на признанные экономические теории и методологии.
Понятие и элементы кредитно-банковской системы
В основе кредитно-банковской системы России лежит иерархическая структура, которая традиционно подразделяется на два ключевых уровня:
- Центральный банк Российской Федерации (Банк России): Этот институт занимает высшую ступень в иерархии, выступая в роли главного финансового учреждения страны и мегарегулятора. Его задачи выходят за рамки коммерческой деятельности и сосредоточены на обеспечении макроэкономической стабильности, устойчивости национальной валюты и всей финансовой системы, что является залогом доверия к экономике со стороны внутренних и внешних инвесторов.
- Кредитные организации: Этот уровень включает в себя два основных типа институтов:
- Банки: Являются основной частью кредитной системы. Это коммерческие организации, которые обладают правом осуществлять весь спектр банковских операций: привлечение вкладов, выдача кредитов, осуществление расчетов, операции с ценными бумагами и валютой. В России выделяют банки с универсальной лицензией, способные выполнять все указанные операции, и банки с базовой лицензией, имеющие ограничения по видам и объемам операций, что соответствует пропорциональному регулированию и позволяет малым банкам сохранять свою нишу.
- Небанковские кредитные организации (НКО): Эти учреждения специализируются на отдельных видах банковских операций.
10 стр., 4973 слов
Современная кредитная система России: анализ проблем, динамики ...
... (НКО) представляют собой важную часть кредитной системы, дополняя деятельность коммерческих банков. В отличие от банков, НКО имеют право осуществлять ограниченный перечень банковских операций, устанавливаемый Банком России. Им категорически запрещено привлекать денежные средства ...
Они не имеют права привлекать денежные средства физических лиц во вклады, но могут, например, осуществлять расчеты, инкассацию, операции с иностранной валютой. К НКО относятся, в частности, расчетные небанковские кредитные организации, платежные небанковские кредитные организации и организации инкассации. Их существование позволяет обеспечить более гибкий подход к предоставлению специфических финансовых услуг, не требующих полного спектра банковских операций.
Все эти элементы тесно взаимосвязаны и образуют единый организм, функционирование которого регулируется законодательством РФ (например, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности») и нормативными актами Банка России.
Методы анализа стабильности и эффективности банковского сектора
Анализ стабильности и эффективности банковского сектора требует использования целого комплекса индикаторов и методологических подходов. Основные параметры, на которые опирается любой аналитик, включают:
- Объем активов: Совокупная стоимость всех видов имущества и требований банка, отражающая его масштаб и потенциал.
- Объем обязательств: Суммарный объем задолженностей банка перед клиентами и контрагентами (вклады, кредиты от других банков и ЦБ).
- Капитал: Собственные средства банка, являющиеся буфером для покрытия возможных убытков и основой для развития. Регулирующие органы устанавливают нормативы достаточности капитала (например, Н1.0, Н1.1, Н1.2), которые являются ключевыми индикаторами устойчивости.
- Кредитный и депозитный портфели: Объемы выданных кредитов и привлеченных депозитов, их структура по сегментам (корпоративные, розничные) и качеству.
- Прибыль и рентабельность: Чистая прибыль и показатели рентабельности капитала (Return on Equity, ROE) и активов (Return on Assets, ROA) характеризуют эффективность деятельности.
- Стоимость риска (Cost of Risk, CoR): Показатель, отражающий расходы банка на формирование резервов под возможные потери по кредитам, что прямо указывает на качество кредитного портфеля и уровень кредитных рисков.
- Нормативы Банка России: Помимо достаточности капитала, это нормативы ликвидности (Н2, Н3), нормативы концентрации рисков (Н6, Н7), которые обеспечивают контроль за уровнем риска и стабильностью.
Применяя эти индикаторы, можно оценить не только текущее состояние банковского сектора, но и его динамику, выявить системные риски, оценить влияние регуляторной политики и эффективность адаптационных стратегий в условиях меняющейся экономической среды. Анализ проводится на основе статистических данных Центрального банка, Росстата, а также отчетов рейтинговых агентств и научных публикаций.
Денежно-кредитная политика Национального Банка Казахстана (2020–2025): ...
... действий НБ РК с рекомендациями международных институтов и лучшими практиками центральных банков. Архитектура денежно-кредитной политики НБ РК и ее инструментарий Ключевой задачей ДКП в ... фискальной политикой. Введение в проблему и методологические основы исследования Период 2020–2025 годов стал временем исключительной макроэкономической волатильности для Республики Казахстан. Пандемия COVID-19, ...
Эволюция кредитно-банковской системы России (2000-2025): от реформ к концентрации
История российской кредитно-банковской системы в последние два с половиной десятилетия — это история непрерывных преобразований, от хаотичного постсоветского становления к структурированному, хотя и высококонцентрированному, современному состоянию. Этот путь был отмечен как бурным ростом, так и болезненными чистками, вызванными стремлением к финансовой стабильности, и именно стремление к стабильности стало определяющим фактором.
Формирование и консолидация банковского сектора (2000-2012 гг.)
Начало 2000-х годов для российского банковского сектора ознаменовалось периодом относительно стабильного роста после кризиса 1998 года. Экономический подъем, рост цен на сырьевые товары и улучшение макроэкономической ситуации способствовали увеличению кредитования и притоку депозитов. Банковская система активно развивалась, расширяя свое присутствие в регионах и предлагая новые продукты. Однако этот период также характеризовался сохранением значительного количества небольших и часто недостаточно капитализированных банков, многие из которых имели непрозрачные структуры собственности и были вовлечены в рискованные операции. ЦБ РФ уже тогда начал делать первые шаги по ужесточению регулирования и надзора, но маховик масштабных реформ еще не был запущен, что создавало почву для накопления системных рисков.
Политика «оздоровления» и сокращение числа кредитных организаций (2013-2020 гг.)
Переломным моментом стал 2013 год, когда Центральный банк России, под руководством нового руководства, инициировал беспрецедентную кампанию по «оздоровлению» банковского сектора. Целью этой политики было выявление и вывод с рынка недобросовестных игроков, которые проводили рискованную кредитную политику, участвовали в схемах по отмыванию теневых доходов, финансированию терроризма или занимались подозрительными транзакциями. Масштабы этой кампании были колоссальными:
- На 1 января 2013 года в России действовало 956 кредитных организаций.
- Уже в 2013 году ЦБ отозвал 32 лицензии (29 у банков и 3 у небанковских кредитных организаций) и аннулировал 12 лицензий.
- К 1 ноября 2018 года число действующих кредитных организаций сократилось до 499, что означает отзыв 457 лицензий за пять лет.
- К началу 2019 года количество банков в России уменьшилось вдвое по сравнению с июлем 2013 года, с 894 до 440.
Этот период «банковской чистки» имел двойственные последствия. С одной стороны, он несомненно способствовал повышению устойчивости и прозрачности банковской системы, устраняя слабые звенья и снижая системные риски. С другой стороны, такое резкое сокращение числа участников рынка привело к значительному росту монополизации отрасли, что стало одной из главных тенденций последних лет. Это означает, что хотя система стала более чистой, она также стала менее конкурентной.
Современная структура и тенденции концентрации капитала (2021-2025 гг.)
К 1 октября 2025 года количество действующих кредитных организаций продолжило сокращаться. В настоящее время в России функционирует 306 банков (212 с универсальной лицензией и 94 с базовой) и 46 небанковских кредитных организаций. Таким образом, за период с 2013 года по 1 октября 2025 года общее число кредитных организаций (банков и НКО) уменьшилось с 956 до 352.
Эта консолидация рынка привела к беспрецедентной концентрации капитала. Доля десяти крупнейших по объему активов банков неуклонно росла:
- В 2021 году на топ-10 кредитных организаций приходилось 76,6% активов.
- К 2024 году эта доля увеличилась до 79,8%.
- В первом полугодии 2025 года она впервые превысила 80%, достигнув 80,9% в совокупных активах всего сектора.
- Прогнозы указывают на то, что к концу 2025 года доля 10 лидеров может вырасти до 81,5%.
Это означает, что подавляющее большинство банковских операций и ресурсов сосредоточено в руках небольшого числа крупнейших игроков. На первую сотню банков приходится 98,6% всех активов банковского сектора в первом полугодии 2025 года, что свидетельствует о крайне высокой степени централизации. Что из этого следует? Повышенная концентрация ресурсов может привести к системным рискам, поскольку проблемы у одного из крупнейших игроков могут оказать каскадное воздействие на всю экономику.
Показатель | 01.01.2013 | 01.11.2018 | 2021 | 2024 | 01.10.2025 | Прогноз на конец 2025 |
---|---|---|---|---|---|---|
Количество кредитных организаций (ед.) | 956 | 499 | — | — | 352 | — |
В т.ч. банков (ед.) | 956 | 499 | — | — | 306 | — |
Доля топ-10 банков в активах сектора (%) | — | — | 76,6 | 79,8 | 80,9 | 81,5 |
Источник: Банк России, «Эксперт РА», собственные расчеты.
Эта тенденция к увеличению доли рынка крупнейшими банками объясняется несколькими факторами: ограниченным потенциалом органического роста, охлаждением кредитования, ужесточением требований к капиталу, мерами по снижению концентрации кредитных рисков и сохраняющимися высокими процентными ставками. В таких условиях крупным игрокам проще поглощать более мелких конкурентов, чем наращивать долю за счет естественного роста. Параллельно с концентрацией капитала наблюдается рекордный рост концентрации кредитных рисков. По итогам первого полугодия 2025 года концентрация кредитных рисков в банках из топ-10 достигла 316% по нормативу Н7, увеличившись на 65 процентных пунктов с конца 2024 года. Это связано с отменой Банком России пониженных риск-весов, применяемых для санкционных компаний, и ужесточением подходов к расчету риска на связанные лица с начала 2025 года. В ответ на эту ситуацию, системно значимые банки с 2026 года начнут переходить на новый, более жесткий норматив кредитной концентрации, что является попыткой регулятора снизить потенциальные системные риски, возникающие из-за чрезмерного сосредоточения активов.
Роль и функции Центрального банка Российской Федерации в современных условиях
В динамичной и постоянно меняющейся финансовой экосистеме России Центральный банк Российской Федерации (Банк России) выступает не просто как регулятор, но как ключевой архитектор стабильности и развития. Его роль особенно возросла после 2013 года, когда он принял на себя функции мегарегулятора, расширив свои полномочия на весь финансовый рынок.
Цели и правовой статус Банка России
Основная и безоговорочная цель деятельности Банка России, закрепленная законодательно, — обеспечение устойчивости рубля. Эта цель является краеугольным камнем его политики и определяет все остальные функции. Однако достижение устойчивости рубля неразрывно связано с обеспечением стабильности и развития финансового рынка России в целом.
Банк России обладает уникальным публично-правовым статусом, что отличает его от обычных государственных учреждений. Он не является органом государственной власти в прямом смысле, но при этом выполняет государственные функции, оставаясь независимым в принятии решений от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эта независимость критически важна для проведения эффективной денежно-кредитной политики, свободной от краткосрочных политических интересов. Система Банка России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающую центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, а также Российское объединение инкассации. Такая структура позволяет эффективно координировать деятельность и обеспечивать присутствие регулятора по всей стране.
Основные функции и инструменты денежно-кредитной политики
Центральный банк осуществляет широкий спектр функций, которые можно сгруппировать по нескольким ключевым направлениям:
- Эмиссионная функция: Банк России является единственным эмиссионным центром страны, осуществляя выпуск наличных денег и организуя их обращение. Это позволяет ему контролировать денежную массу и управлять инфляционными процессами.
- Регулирование и надзор: Как мегарегулятор, Банк России регулирует деятельность не только банков, но и других финансовых организаций. Он выдает и отзывает лицензии, устанавливает обязательные нормативы и контролирует соблюдение ими законодательства, обеспечивая пруденциальный надзор за стабильностью финансового сектора.
- Валютное регулирование и управление резервами: Центральный банк устанавливает официальный курс рубля к иностранным валютам и управляет золотовалютными резервами государства, которые служат важным буфером для обеспечения экономической стабильности.
- Содействие развитию банковской и платежной систем: Банк России способствует развитию и укреплению банковской системы РФ, а также обеспечивает стабильность национальной платежной системы и развитие финансового рынка России. Он выступает кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организуя систему их рефинансирования для поддержания ликвидности.
- Денежно-кредитная политика (ДКП): С конца 2014 года Банк России придерживается режима плавающего валютного курса, что означает, что курс рубля формируется под влиянием рыночных факторов. Основной целью единой государственной ДКП является поддержание инфляции вблизи 4%.
- Ключевая ставка: Главный инструмент ДКП. Решения по ключевой ставке принимаются на основе макроэкономического прогноза и сопровождаются подробным объяснением логики, а также сигналом о возможных дальнейших шагах.
- Динамика ключевой ставки в 2024-2025 гг.: В октябре 2024 года регулятор повысил ключевую ставку до 21% годовых, удерживая ее на этом уровне до июня 2025 года. Этот шаг был направлен на сдерживание инфляционного давления. Однако в июне-июле 2025 года Банк России приступил к поэтапному снижению ключевой ставки, сократив ее суммарно на 3 процентных пункта — до уровня 18% годовых, что стало возможным благодаря устойчивым тенденциям к замедлению инфляции.
- Прогнозы: Средняя ключевая ставка в 2025 году прогнозируется на уровне 17-20%, в 2026 году — 12-13%, а к 2027 году она должна снизиться до 7,5-8,5%. Эта траектория отражает ожидаемое возвращение инфляции к целевым значениям и нормализацию денежно-кредитных условий.
Развитие национальной платежной системы и платформа цифрового рубля
Банк России играет центральную роль в организации и обеспечении функционирования национальной платежной системы. Он устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, а также осуществляет надзор и наблюдение в НПС. В последние годы особое внимание уделяется развитию инновационных платежных технологий. Одним из ключевых проектов является платформа цифрового рубля. Центральный банк активно участвует в ее организации и обеспечении функционирования, что является важным шагом в модернизации платежной инфраструктуры страны. Цифровой рубль призван предложить новый, безопасный и эффективный способ расчетов, дополняя наличные и безналичные формы денег и отвечая вызовам цифровой экономики. Какой важный нюанс здесь упускается? Внедрение цифрового рубля может существенно изменить ландшафт финансовых услуг, создавая новые возможности для развития финтеха и расширения доступа к финансовым операциям для граждан и бизнеса.
Состояние, тенденции и вызовы развития коммерческих банков в 2024-2025 годах
Российский банковский сектор в 2024-2025 годах переживает период сложных трансформаций, обусловленных как внутренними экономическими процессами, так и внешними геополитическими факторами. На фоне рекордной прибыли предыдущего года, текущие тенденции указывают на замедление роста и усиление рисков, что требует от банков и регулятора повышенного внимания к управлению качеством активов и адаптации к новым условиям.
Финансовые показатели банковского сектора: прибыль и рентабельность
2024 год стал по-настоящему рекордным для российских банков. Они продемонстрировали чистую прибыль в размере 3,8 трлн рублей (без учета поступлений от дочерних банков), что на 15,2% выше, чем в 2023 году (3,3 трлн рублей).
Совокупный финансовый результат банковского сектора в 2024 году составил 3,4 трлн рублей, что в основном объясняется отрицательной переоценкой ценных бумаг, отраженной напрямую в капитале. Эта впечатляющая прибыль была обеспечена рядом факторов, ключевым из которых стали относительно низкие расходы на резервы, не превысившие 1,7 трлн рублей. По итогам года 205 банков (65% от общего числа) были прибыльными, концентрируя 98% активов банковской системы, тогда как убыточными оказались преимущественно небольшие игроки. Однако уже в декабре 2024 года чистая прибыль сектора сократилась в 2,8 раза по сравнению с ноябрем, составив 187 млрд рублей, а доходность на капитал (ROE) снизилась до 13%, что стало предвестником грядущих изменений. Прогнозы на 2025 год указывают на то, что российские банки вряд ли смогут повторить прошлогодний рекорд. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует снижение прибыли до 3,4-3,6 трлн рублей. Банк России сохраняет свой прогноз в пределах 3,0-3,5 трлн рублей, а глава Сбербанка Герман Греф также заявлял, что совокупная прибыль сектора в 2025 году не достигнет показателей 2024 года. Это снижение объясняется ростом стоимости риска, который обсуждается ниже, и возможным давлением на процентную маржу.
Показатель | 2023 год (факт) | 2024 год (факт) | 2025 год (прогноз) |
---|---|---|---|
Чистая прибыль (трлн руб.) | 3,3 | 3,8 | 3,0 – 3,6 |
Расходы на резервы (трлн руб.) | — | ≤1,7 | — |
ROE (декабрь 2024) | — | 13% | — |
Источник: Банк России, «Эксперт РА», Интерфакс, Сбербанк.
Динамика кредитования: корпоративный и розничный сегменты
Кредитование, как кровеносная система экономики, демонстрирует разнонаправленные тенденции в разных сегментах:
- Корпоративное кредитование: В 2024 году корпоративный кредитный портфель вырос на 17,9%, что сопоставимо с показателем 2023 года. Более половины прироста пришлось на сегменты, менее чувствительные к повышению ставок, такие как кредитование инвестиционных программ и строительство жилья. Это указывает на то, что экономика продолжает нуждаться в финансировании крупных проектов, несмотря на ужесточение денежно-кредитных условий. Рост портфеля происходил главным образом за счет рублевых кредитов, в том числе в рамках госзаказов.
- Розничное кредитование: Здесь наблюдается значительное охлаждение.
- Потребительские кредиты (без залога): Объем выданных кредитов физическим лицам (за исключением автокредитов) в 2024 году снизился на 21% по сравнению с 2023 годом, составив 13,24 трлн рублей. Объем выданных кредитов наличными упал на 17% до 5,72 тлрн рублей. Количество новых беззалоговых кредитов уменьшилось на 3% до 33,2 млн, а средняя сумма кредита снизилась на 29% до 125,4 тыс. рублей, достигнув минимального значения с 2014 года. Эти данные свидетельствуют о замедлении потребительской активности и ужесточении банками условий кредитования для розничных клиентов.
- Ипотека: Объем выдачи ипотеки в 2024 году упал на 39%, составив 4,8 трлн рублей, а число заключенных договоров сократилось на 45% до 1,1 млн, достигнув самого низкого уровня с 2020 года. Годовой прирост ипотечного портфеля замедлился до 13,4% в 2024 году (с 34,5% в 2023 году).
Более 80% новых ипотечных кредитов приходилось на выдачу ипотеки с господдержкой, что подчеркивает ее критическую роль в поддержании рынка.
- Автокредитование: Этот сегмент стал исключением, продемонстрировав рост на 49% в 2024 году, достигнув рекордных 2,88 трлн рублей. Количество выданных автокредитов также установило новый рекорд в 1,63 млн. Этот рост может быть связан с субсидированием и спецификой рынка автомобилей.
Качество активов и риски: рост стоимости риска и проблемные кредиты
Несмотря на общее снижение объемов кредитования в розничном сегменте, проблема качества активов остается актуальной, и эксперты отмечают рост стоимости риска. Доля просроченной задолженности в корпоративном портфеле пока остается невысокой, составляя 3,6% на 1 июля 2025 года. Однако объем проблемных кредитов юридическим лицам по итогам первого полугодия 2025 года достиг 9,1 трлн рублей, или около 10,5% портфеля, что является существенной величиной. В первом квартале 2025 года доля неработающих кредитов ВТБ увеличилась до 3,8% от общего портфеля кредитов клиентам, по сравнению с 3,5% на 31 декабря 2024 года. Это указывает на постепенное «вызревание» проблем. Какой важный нюанс здесь упускается? Хотя текущая просрочка может быть низкой, рост проблемных кредитов свидетельствует о том, что банкам придется увеличить резервы в будущем, что напрямую повлияет на их финансовую устойчивость.
- Рост стоимости риска (CoR): Этот показатель является одним из главных вызовов 2025 года. Агентство «Эксперт РА» прогнозирует рост CoR по кредитному портфелю с 0,9% в 2024 году до 1,5% по итогам 2025 года.
- Корпоративный сегмент: CoR может вырасти до 1% в 2025 году с 0,3% годом ранее. Банк России прогнозирует CoR в этом сегменте в диапазоне 0,8-1,2%.
- Розничный сегмент: Прогноз CoR для розничного сегмента ухудшен до 2,8-3,2% (с предыдущих 2,5-2,9%).
В первом квартале 2025 года стоимость риска в Сбербанке выросла до 1,24% с 0,5%, а в ВТБ — до 0,8%. По топ-10 банкам этот показатель держится выше 1,5% уже третий год и составил 1,8% за период с 1 июля 2024 года по 1 июля 2025 года.
Этот рост стоимости риска означает, что банкам приходится выделять больше средств на формирование резервов под возможные потери, что напрямую влияет на их прибыль. Проблема усугубляется тем, что многим компаниям становится все сложнее обслуживать долг, а в розничном сегменте «вызревают» займы, выданные во время кредитного бума в 2023 – начале 2024 года, когда условия были более мягкими. Доля заемщиков с просроченной задолженностью среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возросла на 0,1 процентный пункт до 23,2% в августе 2025 года, а прогноз по доле просроченной задолженности МСБ увеличивается с 4,4% до 5% к концу 2025 года. Все это свидетельствует о повышенном внимании к риск-менеджменту и необходимости адаптации к условиям растущих кредитных рисков.
Государственное регулирование и надзор: новые вызовы и адаптация
В условиях волатильности и высокой неопределенности государственное регулирование и надзор приобретают первостепенное значение для обеспечения стабильности кредитно-банковской системы. Банк России, как мегарегулятор, активно использует макропруденциальные инструменты и инициирует изменения в законодательстве, чтобы минимизировать системные риски и защитить участников рынка.
Макропруденциальная политика и борьба с закредитованностью
Одной из центральных задач Банка России является контроль за уровнем закредитованности населения и бизнеса. Для этого активно применяются макропруденциальные лимиты (МПЛ) и надбавки:
- Ипотечные кредиты: МПЛ по ипотечным кредитам на приобретение строящегося и готового жилья в многоквартирных домах сохранены на IV квартал 2025 года на уровне III квартала 2025 года. Однако макропруденциальные надбавки по кредитам на приобретение строящегося жилья были снижены с 1 сентября 2025 года. Эти меры доказали свою эффективность: за два года доля ипотечных выдач с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 80% снизилась с 42% до 16%, что существенно уменьшило риски для банков и заемщиков.
- Необеспеченные потребительские кредиты: Введенные ЦБ РФ с 2023 года МПЛ по этому виду кредитов позволили существенно снизить долю кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой. Доля выдаваемых необеспеченных потребительских кредитов с ПДН более 50% сократилась с 60% во II квартале 2023 года до 22% во II квартале 2025 года. С 1 сентября 2025 года макропруденциальные надбавки по новым необеспеченным потребительским кредитам также были снижены.
- Нецелевые кредиты под залог автомототранспортных средств: На IV квартал 2025 года МПЛ по этим кредитам ужесточены, но при этом макропруденциальные надбавки снижены с 1 сентября 2025 года.
- Крупные закредитованные компании: С 16 декабря 2024 года макропруденциальные надбавки будут применяться к таким компаниям по новым требованиям, но только в части прироста долга компании перед банком.
Эти меры отражают гибкость регулятора, который стремится точечно воздействовать на наиболее рискованные сегменты рынка, при этом не создавая излишнего давления там, где риски снижаются. И что из этого следует? Такой подход позволяет сохранить определённый уровень доступности кредитов, одновременно предотвращая системное накопление долговых проблем.
Изменения в законодательстве 2024-2025 годов
Последние годы ознаменовались рядом важных законодательных изменений, которые существенно повлияли на деятельность банков:
- Федеральный закон № 202-ФЗ от 22 июля 2024 года: Внес изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» относительно социального банковского счета. Это нововведение направлено на повышение доступности банковских услуг для определенных категорий граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке.
- Федеральный закон № 275-ФЗ от 1 сентября 2024 года: Разрешил иностранным банкам открывать в России филиалы (не более одного), но с рядом существенных ограничений и требований. В частности, предусмотрено формирование гарантийного депозита в размере не менее 1 млрд рублей. Надзор за деятельностью филиалов иностранных банков будет осуществлять Центральный банк Российской Федерации. Это решение может способствовать привлечению иностранного капитала и технологий, но при этом сохраняет строгий контроль со стороны регулятора.
- Поправки в Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» от 25 июля 2024 года: Направлены на усиление защиты клиентов банков от мошенничества. Теперь банки обязаны проверять все операции на предмет подозрительности до их исполнения, даже в случаях, когда согласие клиента было получено обманным путем или путем злоупотребления доверием. Признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента устанавливаются Банком России и размещены на его сайте, что обязывает банки к более тщательному контролю и повышает их ответственность за безопасность средств клиентов.
Влияние регуляторных требований на капитал и операционную деятельность банков
Регуляторная политика ЦБ РФ оказывает прямое влияние на капитал и операционную деятельность коммерческих банков. Например, учет неиспользованных лимитов по кредитным картам в расчете показателя долговой нагрузки заемщика увеличивает требования к капиталу банка. Это вынуждает банки обнулять лимиты по кредитным картам, чтобы соответствовать нормативам и не наращивать избыточную нагрузку на капитал. Данная мера, хотя и направлена на снижение рисков закредитованности, создает дополнительные операционные вызовы для банков и может ограничивать доступность кредитных продуктов для части населения. Кроме того, ужесточение подходов Банка России к расчету риска по кредитам связанным заемщикам и отмена пониженных риск-весов для санкционных компаний с начала 2025 года привели к увеличению концентрации кредитных рисков в крупных банках. Это стимулирует банки к адаптации своих систем управления рисками, пересмотру подходов к оценке кредитоспособности и диверсификации портфелей, чтобы соответствовать новым, более жестким требованиям регулятора и снизить потенциальные потери.
Влияние санкционного давления и адаптационные стратегии банковского сектора
С начала 2022 года российский банковский сектор оказался в эпицентре беспрецедентного санкционного давления, которое, по прогнозам, сохранится на всем горизонте планирования. Эти ограничения кардинально изменили условия работы, вынудив банки и регулятор разрабатывать новые адаптационные стратегии.
Эскалация санкций и их последствия для банков
Санкционное давление на российскую экономику и, в частности, на банковский сектор, продолжает усиливаться. В начале 2022 года, в результате введенных ограничений, Банк России утратил возможность использовать значительную часть своих международных резервов, номинированных в ключевых мировых резервных валютах. Это стало серьезным вызовом для поддержания макроэкономической стабильности и выполнения функций по валютному регулированию. К январю 2025 года более 60 российских банков находились под различными ограничениями. К августу 2025 года под различными видами ограничений находилось уже свыше 100 российских кредитных организаций, что затронуло более 90% банковских активов России. В SDN-лист (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List) по состоянию на 8 октября 2025 года включены 44 российских финансовых учреждения. В июле 2025 года Европейский Союз в рамках 18-го пакета санкций ввел ограничения против 22 российских банков, что свидетельствует о продолжающейся эскалации.
Эти ограничения включают:
- Заморозка активов: Блокировка активов российских банков и ЦБ РФ за рубежом.
- Отключение от SWIFT: Ограничение доступа к международной системе межбанковских платежей, что существенно затрудняет трансграничные расчеты.
- Ограничение доступа к международному капиталу: Затруднения в привлечении фондирования на международных рынках капитала.
- Запрет на операции с определенными видами ценных бумаг и валют.
Антикризисные меры и адаптационные подходы банков
В условиях санкционного кризиса российские банки и регулятор активно разрабатывают и применяют антикризисные и адаптационные стратегии для минимизации негативных последствий и защиты бизнеса:
- Разработка планов управления рисками: Российские банки, попавшие под санкции, вынуждены разрабатывать комплексные планы управления рисками, включающие меры по перестройке бизнес-процессов, поиску альтернативных каналов расчетов и переориентации на внутренний рынок или дружественные юрисдикции.
- Регуляторные послабления и поддержка от ЦБ и Правительства:
- Реорганизация подсанкционных банков: До 31 декабря 2024 года для подсанкционных банков продлена возможность реорганизации в форме выделения из своего состава одного или нескольких юридических лиц, не являющихся кредитными организациями (Федеральный закон № 636-ФЗ от 25.12.2023).
Это позволяет вывести неоперационные активы или часть бизнеса из-под санкционного давления.
- Привлечение субординированных инструментов: Банк России временно разрешил привлекать субординированные инструменты по плавающей ставке на срок до семи лет, что является мерой для поддержания капитализации и ликвидности банков.
- Обеспечение ликвидности: Правительство и Банк России предпринимают меры по стабилизации российского финансового рынка, обеспечивая необходимую рублевую и валютную ликвидность через различные механизмы.
- Реорганизация подсанкционных банков: До 31 декабря 2024 года для подсанкционных банков продлена возможность реорганизации в форме выделения из своего состава одного или нескольких юридических лиц, не являющихся кредитными организациями (Федеральный закон № 636-ФЗ от 25.12.2023).
- Развитие финансовых технологий (финтеха): В условиях ограниченного доступа к западным технологиям и международным платежным системам, российские банки активно инвестируют в развитие собственных финансовых технологий. Финтех способствует снижению операционных расходов, повышению качества предоставляемых услуг, а также созданию независимых платежных инфраструктур (например, Система быстрых платежей — СБП).
Это критически важно для обеспечения бесперебойности платежей внутри страны и с дружественными странами.
- Изменение подходов к управлению рисками: Ужесточение подходов Банка России к расчету риска по кредитам связанным заемщикам и отмена пониженных риск-весов для санкционных компаний с начала 2025 года напрямую повлияли на концентрацию кредитных рисков в крупных банках. Это вынуждает банки адаптировать свои системы управления рисками, проводить более тщательную оценку контрагентов и диверсифициро��ать кредитные портфели.
- Переориентация на национальные платежные системы и альтернативные каналы: Активное развитие национальной платежной системы «Мир» и поиск альтернативных механизмов трансграничных расчетов с использованием национальных валют и систем дружественных стран.
Эти меры позволяют российскому банковскому сектору сохранять устойчивость, но требуют постоянной адаптации и поиска новых путей развития в условиях сохраняющегося внешнего давления. Разве не очевидно, что без такого активного и многогранного подхода со стороны регулятора и самих банков, последствия санкций были бы куда более разрушительными?
Перспективы развития небанковских кредитных организаций и специализированных финансовых институтов
На фоне масштабных трансформаций в банковском секторе, включая его консолидацию и ужесточение регулирования, особое внимание следует уделить перспективам развития небанковских кредитных организаций (НКО) и других специализированных финансовых институтов. Эти игроки, хотя и не обладают полным спектром банковских лицензий, играют важную роль в кредитной системе, обеспечивая специализированные услуги и заполняя ниши, которые могут быть менее интересны или доступны крупным банкам. На 1 октября 2025 года в России действует 46 небанковских кредитных организаций. Их число значительно сократилось в ходе «чистки» банковского сектора, поскольку многие НКО также были вовлечены в сомнительные операции. Тем не менее, оставшиеся игроки имеют потенциал для развития, особенно в условиях, когда крупные банки фокусируются на массовом обслуживании и крупном бизнесе.
Роль НКО в кредитной системе:
- Специализированные платежные услуги: Расчетные и платежные НКО играют ключевую роль в обеспечении функционирования платежных систем, предлагая услуги по переводу денежных средств, инкассации и обработке платежей. В условиях развития цифровой экономики и национальной платежной системы, их значение может только возрастать, особенно в контексте поддержки платформы цифрового рубля.
- Инкассация: Организации инкассации являются жизненно важным элементом для наличного денежного обращения, обеспечивая сбор и транспортировку наличности.
- Микрофинансовые организации (МФО): Хотя формально МФО не являются НКО в классическом понимании Федерального закона «О банках и банковской деятельности», они представляют собой важный сегмент кредитной системы, предоставляя небольшие займы населению и малому бизнесу, которым сложно получить банковские кредиты. Их регулирование также ужесточается Банком России, но спрос на их услуги сохраняется.
Вызовы и перспективы:
- Ужесточение регулирования: Как и банки, НКО находятся под пристальным вниманием Банка России. Требования к их прозрачности, капиталу и управлению рисками постоянно растут. Это способствует оздоровлению сектора, но также может привести к дальнейшему сокращению числа игроков.
- Конкуренция со стороны банков: Крупные банки, особенно в условиях замедления роста традиционных сегментов, могут начать осваивать ниши, ранее занимаемые НКО, предлагая аналогичные услуги с более высоким уровнем надежности и технологичности.
- Цифровизация: Развитие финансовых технологий предоставляет НКО возможности для инноваций и оптимизации процессов. Цифровизация платежей, использование больших данных для оценки рисков и персонализация услуг могут стать ключевыми факторами успеха.
- Развитие платформы цифрового рубля: Внедрение цифрового рубля может открыть новые возможности для НКО, специализирующихся на платежных услугах, позволяя им интегрироваться в новую инфраструктуру и предложить клиентам инновационные продукты.
- Санкционное давление: Хотя НКО меньше затронуты прямыми санкциями по сравнению с крупными банками, косвенное влияние на экономику и платежные потоки также оказывает давление. Однако это может стимулировать их к поиску новых партнеров и развитию внутренних сервисов.
В целом, перспективы развития НКО зависят от их способности адаптироваться к ужесточающемуся регулированию, внедрять инновации и находить свои уникальные ниши на фоне доминирования крупных банков. Эти организации остаются важным элементом кредитной системы, обеспечивая разнообразие финансовых услуг и доступность их для различных сегментов экономики и населения.
Ключевые проблемы и вызовы кредитно-банковской системы России в 2025 году
Кредитно-банковская система России в 2025 году сталкивается с комплексом проблем и вызовов, которые требуют стратегического осмысления и эффективных решений. Эти вызовы носят системный характер и обусловлены как внутренней динамикой, так и внешними геополитическими и экономическими факторами.
Высокая концентрация капитала и кредитных рисков
Одной из наиболее острых системных проблем является чрезмерная концентрация капитала. Доля топ-10 банков в активах сектора уже превысила 80%, и эта тенденция продолжает усиливаться. Такая концентрация ведет к доминированию нескольких крупных игроков, что снижает конкуренцию, ограничивает выбор для потребителей и бизнеса, а также создает риски «слишком больших, чтобы упасть» (Too Big To Fail), когда проблемы одного системно значимого банка могут вызвать цепную реакцию по всей системе. С этим тесно связана концентрация кредитных рисков. Рекордный уровень в 316% по нормативу Н7 в топ-10 банках указывает на то, что крупнейшие кредиторы аккумулируют значительные объемы рискованных активов. Отмена Банком России пониженных риск-весов для санкционных компаний и ужесточение подходов к расчету риска на связанные лица с начала 2025 года лишь усугубляют эту проблему, заставляя банки либо докапитализироваться, либо сокращать рискованные операции. Переход системно значимых банков на новый, более жесткий норматив кредитной концентрации с 2026 года является попыткой регулятора сдержать эти риски, но саму проблему структурной концентрации он не решает.
Рост стоимости риска и проблемы обслуживания долга
В 2025 году наблюдается устойчивый рост стоимости риска (CoR) как в корпоративном, так и в розничном сегменте. Прогнозируемый CoR по кредитному портфелю на уровне 1,5% к концу года, с ростом до 1% в корпоративном и до 2,8-3,2% в розничном сегменте, означает, что банкам придется направлять значительные средства на формирование резервов. Это напрямую снижает их прибыль и ограничивает возможности для дальнейшего кредитования. Проблема усугубляется сложностью обслуживания долга для многих компаний. Доля заемщиков с просроченной задолженностью среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возросла до 23,2% в августе 2025 года, а объем проблемных кредитов юридическим лицам достиг 9,1 трлн рублей (около 10,5% портфеля).
В розничном сегменте продолжается «вызревание» займов, выданных во время кредитного бума в 2023 – начале 2024 года, когда критерии оценки заемщиков могли быть менее строгими. Прогноз роста доли просроченной задолженности МСБ до 5% к концу 2025 года подтверждает, что качество кредитного портфеля будет ухудшаться, что станет серьезным бременем для банков.
Регуляторные и организационные недостатки
Помимо рыночных рисков, банковская система сталкивается с рядом внутренних регуляторных и организационных недостатков:
- Чрезмерная зарегулированность и бюрократия: Отмечается, что банковский сектор страдает от чрезмерной, порой мелочной зарегулированности, а также от сильных бюрократических традиций в Центральном банке. Это может замедлять инновации, увеличивать операционные издержки для банков и создавать барьеры для развития.
- Несовершенство организационного построения ЦБ: Хотя Банк России провел масштабные реформы, некоторые эксперты указывают на несовершенство его организационного построения, что может влиять на эффективность принятия решений и надзорной деятельности.
- Низкая капитализация отдельных банков: Несмотря на общую консолидацию, проблема недостаточной капитализации у ряда небольших и средних банков сохраняется, что делает их уязвимыми перед лицом экономических шоков.
- Неравномерная доступность банковских услуг в регионах: Концентрация банковского капитала в крупных городах и сокращение числа региональных банков приводит к неравномерной доступности банковских услуг, особенно в отдаленных и менее развитых регионах, что тормозит их экономическое развитие.
Влияние экономических кризисов и геополитики
Наконец, все вышеперечисленные проблемы усугубляются кризисными явлениями в экономике страны и сохраняющимся санкционным давлением. Экономический спад или замедление, снижение реальных доходов населения и бизнеса напрямую влияют на платежеспособность заемщиков и качество кредитных портфелей. Геополитическая напряженность и санкции ограничивают возможности для привлечения внешнего финансирования, трансграничных операций и использования международных технологий, что вынуждает банки к поиску дорогостоящих и не всегда эффективных альтернатив. Эти вызовы требуют комплексного подхода, включающего как дальнейшее совершенствование регулирования и надзора, так и стимулирование конкуренции, поддержку инноваций и развитие региональной банковской инфраструктуры.
Заключение
Кредитно-банковская система России в период с начала 2000-х годов до 2025 года прошла путь грандиозных трансформаций — от этапа становления и формирования к зрелой, но высококонцентрированной структуре, вынужденной адаптироваться к беспрецедентным вызовам. Наше исследование показало, что наряду с достижением макроэкономической стабильности и повышением прозрачности сектора, особенно в результате масштабной «чистки» 2013-2020 годов, возникли новые системные риски, требующие постоянного внимания и регулирования.
Основные выводы исследования:
- Консолидация и концентрация капитала: Число кредитных организаций сократилось с 956 в 2013 году до 352 к октябрю 2025 года. Доля топ-10 банков в активах сектора превысила 80%, что свидетельствует о высоком уровне монополизации и растущей концентрации кредитных рисков (норматив Н7 на уровне 316% в I полугодии 2025 года).
- Центральный банк как мегарегулятор: Банк России эффективно выполняет свою основную цель — обеспечение устойчивости рубля, используя ключевую ставку в качестве основного инструмента ДКП. Он активно развивает национальную платежную систему, включая платформу цифрового рубля, и адаптирует регуляторную политику к меняющимся условиям.
- Смешанная динамика коммерческих банков: 2024 год принес рекордную прибыль (3,8 трлн руб.), но 2025 год прогнозируется с замедлением роста прибыли до 3,0-3,6 трлн руб. В кредитовании наблюдается рост корпоративного сегмента (17,9% в 2024 году, преимущественно за счет инвестиций и строительства) и охлаждение розничного (снижение ипотеки на 39%, потребительских кредитов на 21%), при этом автокредитование демонстрирует рекордный рост (49%).
- Рост стоимости риска и проблемы качества активов: Отмечается рост стоимости риска (CoR) в 2025 году, особенно в розничном сегменте (до 2,8-3,2%).
Проблемные кредиты юридическим лицам достигли 9,1 трлн рублей, а доля заемщиков с просроченной задолженностью увеличивается, что указывает на «вызревание» ранее выданных займов.
- Активизация государственного регулирования: Макропруденциальные лимиты и надбавки (МПЛ) эффективно снижают риски закредитованности населения. В 2024-2025 годах приняты важные законодательные изменения, касающиеся социальных банковских счетов, филиалов иностранных банков и защиты от мошенничества, что усиливает регуляторный контроль.
- Влияние санкций и адаптация: Санкционное давление нарастает (более 100 банков под ограничениями к августу 2025 года).
Банковский сектор и регулятор активно применяют антикризисные меры, включая реорганизацию, регуляторные послабления и развитие отечественных финансовых технологий (финтеха).
- Системные проблемы: Сохраняются вызовы, связанные с чрезмерной зарегулированностью, бюрократическими традициями, низкой капитализацией отдельных банков и неравномерной доступностью банковских услуг в регионах, а также общее влияние кризисных явлений в экономике.
Перспективы развития кредитно-банковской системы России будут определяться способностью к дальнейшей адаптации в условиях сохраняющегося геополитического давления и внутренних структурных вызовов. Ожидается продолжение тренда на цифровизацию и развитие финтеха, что позволит оптимизировать операционные процессы и расширить спектр услуг. При этом регулятору предстоит найти баланс между ужесточением контроля для обеспечения стабильности и созданием условий для здоровой конкуренции и инноваций.
Для дальнейших исследований особый интерес представляют вопросы влияния цифрового рубля на архитектуру финансового рынка, эффективность долгосрочных адаптационных стратегий банков в условиях санкций, а также пути развития регионального банковского сектора и небанковских кредитных организаций, способных заполнять ниши, не охваченные крупными игроками.
Список использованной литературы
- Банк России принял ряд решений по макропруденциальной политике. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=18641 (дата обращения: 08.10.2025).
- Банки показали рекордную прибыль второй год подряд // Эксперт.ру. 2025. URL: https://expert.ru/2025/01/30/banki-pokazali-rekordnuyu-pribyl-vtoroy-god-podryad/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банки рубят лимиты: как новые нормативы ЦБ влияют на ваши кредитки // Правда.ру. URL: https://www.pravda.ru/news/economics/2134267-banki-limity/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банки РФ в 2024 году заработали рекордные 3,8 трлн рублей чистой прибыли // Интерфакс. 2024. URL: https://www.interfax.ru/business/943187 (дата обращения: 08.10.2025).
- Банковский сектор. URL: https://www.cbr.ru/banking_sector/ (дата обращения: 08.10.2025).
- В декабре произошло ожидаемое охлаждение корпоративного и потребительского кредитования. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=18693 (дата обращения: 08.10.2025).
- Греф: банковский сектор не сможет повторить рекорд прибыли 2024 года // InvestFuture. 2024. URL: https://investfuture.ru/news/grepf-bankovskij-sektor-ne-smozhet-povtorit-rekord-pribyli-2024-goda (дата обращения: 08.10.2025).
- Денежно-кредитная политика: ЦБ РФ опубликовал основные направления на 2025 — 2027 годы // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402120/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Доля топ-10 банков РФ в активах сектора впервые превысила 80% // БКС Экспресс. 2024. URL: https://bcs.ru/express/news/dolia-top-10-bankov-rf-v-aktivakh-sektora-vpervye-prevysila-80-57125 (дата обращения: 08.10.2025).
- Доля топ-10 банков впервые превысила 80% в активах — «Эксперт РА» // Frank Media. 2024. URL: https://frankmedia.ru/131804 (дата обращения: 08.10.2025).
- Единая государственная денежно-кредитная политика на 2025 год и период 2026 и 2027 годов (утв. Банком России).
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402120/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Единая государственная денежно-кредитная политика на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. URL: https://www.cbr.ru/dkp/on_dkp_2023_2025/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Информация Банка России от 16 декабря 2024 г. “О макропруденциальных надбавках по крупным закредитованным компаниям”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409440608/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Какие направления ДКП будут реализованы в текущем году: замедление инфляции, снижение ключевой ставки, ослабление кадрового дефицита экономики // Финансы Mail.ru. URL: https://fin.mail.ru/articles/83995-kakie-napravleniya-dkp-budut-realizovany-v-tekuschem-godu-zame (дата обращения: 08.10.2025).
- О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 275-ФЗ. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1758652/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Объем выданных потребкредитов в 2024 году упал более чем на 20% // Банковское обозрение. 2024. URL: https://bankovoeobozrenie.ru/obem-vydannyh-potrebkreditov-v-2024-godu-upal-bolee-chem-na-20-post-590123/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Объем выдач кредитов в декабре 2024 года составил 593,3 млрд руб. // Frank RG. 2024. URL: https://frankrg.com/8301 (дата обращения: 08.10.2025).
- Организационная структура ЦБ РФ. URL: https://www.cbr.ru/about_br/org_structure/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов. URL: https://www.cbr.ru/dkp/on_dkp/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные функции и задачи Центрального банка Российской Федерации // Тинькофф Журнал. URL: https://journal.tinkoff.ru/ask/cb-rf-functions/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Постоянные проблемы российских банков и пути их решения // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postoyannye-problemy-rossiyskih-bankov-i-puti-ih-resheniya/viewer (дата обращения: 08.10.2025).
- Прибыль банковского сектора в 2024 году составила 3,8 трлн рублей. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=18693 (дата обращения: 08.10.2025).
- Проблемы, с которыми столкнулась банковская система РФ в период санкционного кризиса и пути их решения // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-s-kotorymi-stolknulas-bankovskaya-sistema-rf-v-period-sanktsionnogo-krizisa-i-puti-ih-resheniya/viewer (дата обращения: 08.10.2025).
- Российские банки: финансовые итоги 2024 года // Finversia. 2024. URL: https://finversia.ru/publication/itogi-2024-goda-v-bankovskom-sektore-glavnye-tendentsii-i-prognozy-na-2025-god-99643 (дата обращения: 08.10.2025).
- Стало известно, почему банки обнуляют россиянам лимиты по кредитным картам // Банки.ру. 2024. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10996825 (дата обращения: 08.10.2025).
- Статья 83 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38508/29c544f0b24016738b81327110e5272a81f33ae5/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Структура Банка России (ЦБ РФ) // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/wikibank/struktura_banka_rossii_tsb_rf/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Федеральный закон от 22.07.2024 г. № 202-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49969 (дата обращения: 08.10.2025).
- Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 275-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49962 (дата обращения: 08.10.2025).
- Функционирование банковской системы России: проблемы и пути развития // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-bankovskoy-sistemy-rossii-problemy-i-puti-razvitiya/viewer (дата обращения: 08.10.2025).
- Центральный банк России: что это, его функции и структура, последние новости // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10986756 (дата обращения: 08.10.2025).
- Центральный банк: что это, его функции и структура, последние новости // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10986756 (дата обращения: 08.10.2025).
- Центральный Банк России: что это такое, основные функции и задачи ЦБ РФ // Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/centralnyj-bank-rossii/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Чем занимается Центральный банк России // Тинькофф Журнал. URL: https://journal.tinkoff.ru/pro/central-bank-rf/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое центральный банк, основные функции ЦБ РФ // Финкульт.инфо. URL: https://fincult.info/articles/chto-takoe-tsentralnyy-bank-osnovnye-funktsii-tsb-rf/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Эксперт объяснил, зачем банки массово обнуляют лимиты по кредиткам // URA.RU. URL: https://ura.news/news/1052731885 (дата обращения: 08.10.2025).
- Эксперты указали на рекордную концентрацию кредитных рисков в топ-10 банков // Forbes.ru. 2024. URL: https://www.forbes.ru/finansy/545041-eksperty-ukazali-na-rekordnuyu-koncentraciu-kreditnyh-riskov-v-top-10-bankov (дата обращения: 08.10.2025).
- 161-ФЗ: что изменилось для банков с 25 июля 2024 года? // ПрофБанкинг. 2024. URL: https://profbanking.com/news/161-fz-chto-izmenilos-dlya-bankov-s-25-iyulya-2024-goda.html (дата обращения: 08.10.2025).