Кредитные отношения являются составной частью системы рыночной экономики. Неразвитость или отсутствие отдельных элементов рыночной экономики нарушает системность ее функционирования, что сказывается как на эффективности экономики в целом, так и на ее социально-экономических результатах. По сравнению со странами с развитой экономикой доля ипотечного кредита в России в приобретении жилья мала (около 3-5% против 80%).
В этой связи ипотечный кредит является существенным фактором приобретения жилья, как важнейшего жизненного блага. Вместе с тем, ипотечный кредит служит важным источником инвестиций в реальный сектор экономики и его роста. Этим определяется практическая актуальность исследуемой темы.
Ипотечный кредит в России привлек внимание исследователей лишь в самые последние годы. Появились работы в которых он рассматривается с разных сторон. В литературе преобладает рассмотрение ипотечного кредита в традиционных рамках кредитных отношений, где особое внимание обращается на вопросы доходности, рисковости, гарантированности и возвратности. Имеются работы, в которых проблема рассматривается с позиции решения важной социальной задачи — обеспечения жильем. При таком подходе обращается внимание на положение заемщика: доступность ипотечного кредита, гарантированность прав собственности, обременительность кредита. Иногда предметом внимания выступают общие вопросы: процентная ставка, рефинансирование, фондовый рынок.
Но в литературе ощущается недостаток теоретических работ, в которых ипотечный кредит рассматривается как особая форма авансированного капитала, целевой характер движения которого заложен в исходном пункте. Мало внимания обращается на инвестиционную направленность ипотечного кредитования. Отсутствуют специальные исследования в которых ипотечный кредит исследуется как фактор экономического роста. В силу изложенного выше ипотечный кредит имеет практическую и научную актуальность.
Цели и задачи исследования.
Цель настоящего исследования — раскрыть ипотечный кредит как форму инвестиций и фактор экономического роста.
Для раскрытия данной цели потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть ипотечный кредит в системе авансированного капитала;
- определить общие черты, связывающие ипотечный кредит с кредитом вообще и раскрыть его специфические особенности;
- раскрыть связь ипотечного кредита с движением производительного капитала, и определить его как форму инвестиций в реальный сектор экономики;
- определить ипотечный кредит как фактор экономического роста;
- рассмотреть ипотечный кредит как подсистему финансовых отношений;
- раскрыть содержание ипотечного кредита и определить его основные модели;
- изучить зарубежный опыт и сделать выводы о его применимости в России;
- изучить состояние рынка ипотечного кредита в России;
- выработать рекомендации по развитию ипотечного кредита в России.
В качестве теоретической базы исследования использовались работы по общей экономической теории классического, неоклассического направлений; специальные работы по ипотечному кредитованию, залогу, обороту прав собственности, проценту и кредиту, инвестициям и экономическому росту, зарубежному опыту ипотечного кредитования.
Роль кредита в экономике
... проекты, па производство новых видов продукции. Перераспределительная функция. В условиях рыночной экономики кредит перемещает денежный капитал (разные товарно-материальные ценности) из одних сфер хозяйственной ... роль кредита в экономической системе. проанализировать кредитный рынок РФ. найти плюсы и минусы состояния кредитного рынка РФ. определить проблемы развития кредитования в России и ...
Нормативно-правовой базой послужили законодательные акты РФ, а также некоторых зарубежных стран; информационные материалы Ассоциации ипотечных банков России, Федерального Собрания РФ, Центрального банка РФ.
Использовались материалы статистических сборников, обзорные материалы аналитических учреждений, данные периодической печати, материалы, помещенные в Интернет.
Степень изученности темы.
Проблема развития ипотечных отношений освещается в экономической литературе в разных направлениях и с разных позиций. Одни авторы уделяют большее внимание теоретической стороне вопроса, другие — рассматривают практику в области ипотечного кредитования, третьи — сосредоточиваются на юридических вопросах. Анализу отдельных теоретических аспектов ипотечного кредитования посвящены работы зарубежных экономистов: Э.Дж.Долана, Д.Блевинс, Синки Дж.Ф., Р.Страйк, Фридман Дж.О., Н.Ордуэй и других. Исследования, посвященные развитию ипотечного кредитования в дореволюционной России, представлены в трудах Бланка Г.Б.,Блинчевской И.Л., Новикова А.Н., Черных Е.В., Сербиновича Я.А., Хрулева С.С. и т.д. В отечественной литературе наиболее полный анализ факторов, препятствующих становлению ипотечно-кредитных отношений в современной России проведен Лимаренко В., Васильчуком Е., Клименко В., Ивановым А., Рогожиной Н., Урчуковой Ж. и др.
В процессе исследования зарубежных систем ипотечного кредитования использовались работы: Ема Е.С.(европейской системы); Страйка Р., Косаревой Н.Б., Равица М., Михайлова Е.Д., Копейкина А. (американской системы); Кудрявцева В.А. и Кудрявцевой Е.В. (системы стройсбережений).
Вместе с тем, в экономической науке ощущается недостаток комплексных исследований. Мало внимания уделяется связи ипотечного кредита с реальным сектором экономики. Большинство исследований, посвящены фрагментарному освещению отдельных сторон зарубежного опыта в области ипотечного жилищного кредитования.
Отсюда возникает необходимость анализа ипотечного кредитования как одного из источников инвестиций, способствующего экономическому росту. К сожалению научное обоснование ипотечного кредитования как фактора экономического роста в российской экономической литературе не получило должного освещения. Большая практическая актуальность ипотечного кредитования и ее недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы диссертационного исследования.
Ипотека и ипотечный кредит в России
... союзы. К 1914 г. Россия далеко продвинулась вперёд в области ипотечного кредита. Существовала развитая кредитно-банковская система долгосрочного кредитования, которая имела хорошее законодательное ... факт приватизации признан недействительным. Но наибольший интерес представляет ипотечное кредитование жилья, т.к. жильё в рыночной экономике - наиболее представительный индикатор роста, отражающий ...
Научная новизна.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней изложен первый опыт комплексного теоретического исследования отношений ипотечного кредита с учетом инвестиций в реальный сектор экономики и экономического роста.
Конкретные пункты новизны состоят в следующем.
1. Раскрыто соотношенение общих черт и специфических особенностей ипотечного кредита. Общие черты ипотечного кредита связывают его с кредитными отношениями по признакам: доходность, рисковасть — для кредитора; доступность, предпочтительность — для заемщика. Специфическая особенность состоит в том, что по целевому назначению средства ипотечного кредитования используются в реальном секторе экономики и эта их целевая функция заложена в исходном пункте отношений ипотечного кредита.
2. Определено содержание ипотечного кредита как формы инвестиций в реальный сектор экономики, вытекающее из его целевой функции. Обосновано положение о том, что в качестве формы инвестиций ипотечный кредит является фактором экономического роста.
3. Выработан подход к системе ипотечного кредитования как системы, состоящей из «первичной подсистемы», «вторичной подсистемы» и «подсистемы рынка недвижимости» и их взаимодействие с факторами внешней среды. Предложена переходная схема рефинансирования системы ипотечного кредитования в России с определением основных источников: 1)покупка ипотечных ценных бумаг за счет средств бюджетов всех уровней; 2)средства инвесторов; 3)ресурсы, вырученные от продажи ипотечных облигаций по цене ниже их номинальной стоимости.
4. На основе анализа зарубежного опыта выделены следующие системы ипотечного кредита: 1)система стройсбережений; 2)одноуровневая система; 3)двухуровневая система. Сделан вывод о степени их применимости в условиях России. Обоснован вывод о том, что на этапе становления в России системы ипотечного кредитования наиболее перспективной является система стройсбережений.
5. Разработана классификация финансовых учреждений России по степени их участия в ипотечном кредитовании с учетом следующих параметров: структура ипотечных услуг, включая условия предоставления кредитов; масштабы деятельности; степень надежности; финансовая прозрачность.
6. Выработаны предложения по совершенствованию ипотечного кредита в России:
- обоснованы конкретные меры государственного участия;
- предложены направления по совершенствованию законодательной базы;
- предложены схемы финансирования ипотеки на основе существующего опыта.
Научная и практическая значение.
Научное значение диссертационного исследования состоит в том, что оно открывает новое направление изучения ипотечного кредита, связанное с реальным сектором экономики, инвестициями и экономическим ростом.
Теория ипотечного кредита получает развитие через исследование его содержания как подсистемы финансового рынка с учетом внутренней структуры и совокупности внешних условий его функционирования.
Практическое значение для переходной экономики имеет разработка схемы рефинансирования, в том числе и за счет альтернативных источников
Анализ зарубежного опыта, оценка его применимости в конкретных условиях трансформационной экономики завершается выводом о перспективности широкого использования на практике системы стройсбережений.
Ипотечное кредитование в России: состояние, перспективы развития
... на привлечение дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу и содействует различным категориям граждан в приобретении жилья. Ипотечное кредитование - это предоставление частным лицам долгосрочных кредитов на покупку жилья ... не выполняется, массовая ипотека невозможна: давать ипотечные кредиты либо не из чего, либо некому, либо не подо что. На данный в России толком не выполняется ни одно ...
Аналитическая классификация финансовых организаций по главным параметрам их деятельности в процессе ипотечного кредитования позволит повысить эффективность целевой государственной поддержки ипотечного кредита.
Анализ нормативной базы ипотечного кредита и предложенный комплекс мер по совершенствованию нормативно-законодательной базы, послужит базой для улучшения институциональной среды функционирования ипотечного кредита в России.
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИИ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
1.1 Инвестиции (капиталовложения) в плановой экономике
В плановой экономике сложился особый механизм инвестиции. Он не зависел от рыночных параметров инвестиционной деятельности: процентной ставки инфляции т.п. Но их экономическая и социальная эффективность тоже оценивались. Правда, экономическая эффективность зависела от планового ценообразования. Имея возможность директивно регулировать цены, государственные органы могли влиять и на уровень эффективности инвестиционных проектов.
Инвестиционная деятельность в плановой экономике имела несколько этапов. В довоенный период была осуществлена чрезвычайная общегосударственная программа индустриализации страны. Она до сих пор является объектом внимания экономистов. О методах её проведения и результатах ведутся споры. Но по прошествии лет можно сделать вывод о том, что это был один из исторических опытов прорыва из порочного круга, когда бедная экономика не позволяет инвестировать, а без инвестиций воспроизводится бедность. За счёт директивных методов ограничения текущего потребления в отсталой, преимущественно аграрной стране был создан индустриальный фундамент экономики. В предвоенные годы СССР имел самые высокие темпы роста за счет того, что на индустриальной базе развертывалось техническое перевооружение экономики. Промышленное строительство сопровождалось жилищным строительством. Образовывались новые производственно-жилищные комплексы. В этот период довольно интенсивного инвестиционного процесса форма кредита практически не использовалась.
И в послевоенной экономике поддерживалась высокая инвестиционная активность. Весь этот период инвестиционный процесс осуществлялся в рамках пятилетних планов и долгосрочных программ развития экономики. С 1965 года проводились экономические реформы, благодаря которым расширились экономические права и самостоятельность предприятий. Предприятия за счёт своих хозрасчётных фондов осуществляли производственные и социально-инфраструктурные инвестиции. Процесс этот шёл противоречиво. Например, у предприятий за счёт прибыли образовывались фонды социально-экономического развития. Но строительные материалы, техника и оборудование распределялись централизованно. За двадцатилетний период предприятия создали свою социальную инфраструктуру: больницы, санатории, дома отдыха, детские сады и т.п. Вели жилищное строительство, создали свой жилищный фонд и обслуживающие хозяйства. И, тем не менее, высокая эффективность плановой экономики в особых и чрезвычайных ситуациях стала проявлять падающую эффективность в условиях нормального (мирного) функционирования экономики. Высокий уровень капитальных вложений оставался отличительной чертой плановой экономики — около 35% от национального дохода (в 9-11 пятилетках).
Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность России
... экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие ... частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.4 Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, ...
Но всё острее становилась проблема качества инвестиций. Падающая эффективность проявилась в следующих моментах:
1. Отставание темпов ввода основных фондов и строящихся объектов от финансирования капитальных вложений.
2. Снижение общей и предельной эффективности капитальных вложений. При одинаковом уровне капитальных вложений в70-80-е годы темпы роста экономики сокращались.
Экономика оказалась перед необходимостью решения сложной задачи структурной перестройки. Существующая доля инвестиций в национальном доходе (и ВВП) соответствовала аналогичному показателю самых динамично развивавших стран. Задача состояла в том, чтобы изменить направления инвестирования с целью структурной перестройки экономики требовалось изменить и механизм осуществления инвестиций. Но эту задачу можно было решить при условии сохранения источников инвестиций.
В СССР и России не было сырьевых, технологических, трудовых и иных ограничений для позитивного реформирования экономики. Однако в процессы функционирования экономики вторглись политические процессы, имевшие разрушительное воздействие на экономику. Стечение комплекса исторических обстоятельств (по большей части не экономических) привело к разрушению механизма планового функционирования экономики, а затем и к его целенаправленному демонтажу. Однако решение задачи демонтажа плановой экономике далось ценой разрушения всей экономики, выразившейся в беспрецедентном для мирного времени спаде производства.
1.2 Государственная политика инвестиций в рыночной экономике
Государства стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой уделяют большое внимание инвестициям, поскольку практически и теоретически доказана причинная связь роста экономики с инвестициями. Особое значение инвестиции имеют для стран, проходящих фазу рецесии в циклическом движении экономики. Но, несмотря на очевидную роль инвестиций в развитии экономики есть большие практические трудности в «запуске» инвестиционного процесса. Страны со слабым уровнем развития экономики не имеют достаточных накоплений для инвестиций. Выходом для них могут быть иностранные инвестиции или ограничение потребляемой части национального дохода, с целью инвестирования в реальный сектор экономики. Ряд развивающихся стран, особенно, в Азиатско-Тихоокеанский регионе, смогли вырваться из бедности и уверенно встать на путь развития, благодаря внутренним и внешним источникам инвестиций. Развитые страны имеют достаточные накопления, но для них существуют свои внутренние ограничения. И тем не менее инвестиции как важнейший фактор благополучия и развития экономики являются объектом специальной государственной политики. Даже в странах с развитой и традиционно-рыночной экономикой инвестиционный процесс не отдан стихийной игре рыночных сил. Накопленный опыт государственной политики инвестиций можно разделить на два основных направления:
1. Выработка и реализация государственной инвестиционной программы. Такой подход предполагает высокую активность государства в рыночной экономике, тесную связь предпринимательских кругов и правительства.
2. Создание благоприятного инвестиционного климата при минимальном вмешательстве государства в экономику.
В реальной экономической практике правительства всех государств, так или иначе, проводят инвестиционную политику. Отличаются они друг от друга степенью участия в инвестиционном процессе.
Методы регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах
... инвестиционной деятельности, посредством которых государство влияет и регулирует инвестиционные процессы, предметом исследования – формы, методы, через которые осуществляется регулирование инвестиционной деятельности. 1.1. Сущность инвестиций и их классификация Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. ...
Первый из названных выше подходов может быть иллюстрирован опытом Японии, где с 1948 года разрабатываются и реализуются пятилетние планы экономического развития. В 1960 году экономистом Шимомурой был разработан план удвоения доходов, который был принят правительством Икеды. Основой плана была стратегия инвестиции, которая в свою очередь опиралась на оценку высоких сбережений населения и инвестиционный спрос. План содержал координацию государственных и частных инвестиций, стимулирующие меры реконструкции промышленной базы (в том числе методами государственной поддержки).
Содержались и другие меры: поддержка малого бизнеса, внешнеэкономическая политика. В итоге, среднегодовые темпы роста за 10 лет составили 11,6% (против запланированных 8%).
11 И. М. Албегова, Р. Г. Емцов, А. В. Холопов Государственная экономическая политика, М.,1998,с.229. Это был выдающийся по содержанию и результатам опыт государственной разработки и реализации инвестиционной программы в условиях рыночной экономики (в рамках более общего стратегического плана развития экономики.) Японский опыт интересен и поучителен с точки зрения связи и координации действий предпринимательства и правительства. Послевоенная экономика Японии находилась в трудном положении, и только массовые обновление основного капитала могло вывести её экономику на перспективы роста. Но машиностроение как основа массового обновления основного капитала не могло развиваться из-за высоких цен на металл. Металлурги не могли снизить цены из-за высоких цен на уголь. Преодолеть замкнутый ценовой круг помогла активная позиция правительства. Оно создало специальный совет по рационализации промышленности, куда вошли представители правительства и предпринимательства. На основе разработки и обсуждений были выработаны соглашения и приняты взаимные обязательства.
Суть соглашения состояла в том, что устанавливался максимальный уровень цен на уголь (ниже существующего на 20%).Сталелитейные компании обязались покупать уголь у отечественных производителей, а недостающий уголь импортировался. Кроме того, были выработаны инвестиционные программы для угольной и сталелитейной промышленности с целью сокращения технологических издержек. Существенная роль государства состояла в том, что инвестиционные программы поддерживались льготными кредитами Японского банка развития.
Второй из названных выше подходов исходит из минимального вмешательства государства в экономику. При этом активно используются косвенные средства воздействия на инвестиционный процесс через фискальную политику (регулирование налогов, таможенных и иных сборов), регулирование финансового рынка, инвестиции в инфрастуктуру.
В реально функционирующей экономике модели государственной инвестиционной политики складываются с учетом комплекса факторов, в том числе и неэкономических (традиции, менталитет, географическое положение и.т.д.).
И копирование чужого, пусть даже очень привлекательного опыта не всегда приносит желаемые результаты. При всей привлекательности японского опыта, он не принес процветания Филиппинам заимствовавших в конце 70-х годов многое из Японского опыта. Опыт Аргентины (2001 год) во многом ориентированный на либеральную модель рыночных стимулов и ставкой на открытость экономики тоже во многом поучителен, в том числе и для тех, кто пытался пропагандировать и рекомендовать для внедрения его элементов в России.
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БИЗНЕС- ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ...
... поступления денежных средств превысят недисконти- рованную сумму инвестиций. Период окупаемости инновационного проекта — это число лет, необходимых для возмещения стартовых инвестиционных расходов. Он ... планирование — это управленческий процесс, результатом которого является разработка целей развития компании и путей их достижения. Реализация разработанной стратегии осуществляется за ...
Каковы бы ни были подходы государств к выработке и реализации государственной инвестиционной политики набор средств (инструментов) этой политики ограничен. Рассмотрим их по степени убывания прямого взаимодействия государства на экономические (инвестиционные) процессы.
1. Прямое финансирование инвестиционных процессов из средств государственного бюджета. Около 6% валовых инвестиций составляют государственные инвестиции. В России в 1999 году 17% инвестиции был осуществлен из средств Консолидированного бюджета. Государственные инвестиции осуществляются в производственные инвестиционные проекты, инфраструктуру жилищную и социальную сферу. В странах со средним уровнем развития, в социальную сферу было потрачено 20% валовых инвестиций (4% ВВП) часть из которых расходовалась из государственного бюджета, часть гарантировалась государством. Еще 1.5% ВВП расходовалось на инвестиции в инфраструктуру. Государственные инвестиции в рыночной экономике следует увязывать с частными инвестициями. Если государственные инвестиции сопровождаются «эффектом вытеснения» частных инвестиций, их не следует расширять. Положительная связь между государственными и частными инвестициями характеризует то, что каждый из них занимает свою экономическую нишу. Социальные и инфраструктурные инвестиционные расходы государства служат развитию частных инвестиций.
2. Государственные гарантии. Кроме прямых инвестиционных расходов государство может поддерживать частные инвестиции своими гарантиями по кредитам страхования, Чем больше фактор риска, тем существенней государственные гарантии. Особую важность они имеют для привлечения иностранных инвестиций.
3. Льготные кредиты. Через контролируемые государством финансовые учреждения государство может обеспечить выделение льготных кредитов для инвестиционных целей. Ипотечное кредитование является одним из перспективных направлений для льготного кредитования.
4. Сильным средством влиянием на инвестиционную активность является фискальная политика государства. Она включает в себя налоговые и таможенные льготы, ускоренную амортизацию.
5. Влияние на микроэкономические параметры. Государство через денежно-кредитную политику может влиять на уровень процентной ставки и темпы инфляции как важнейшие макроэкономические факторы инвестиций. Сюда же можно отнести политику в открытой экономике. Влияние на валютный курс и проведение внешнеэкономической политики государством влияет как на иностранные, так и на внутренние инвестиции.
В зависимости от типа выбранной инвестиционной политики государства акценты делаются на разных средствах (инструментах).
Как указывалось выше, государственно-ориентированная политика в большей степени использует государственные инвестиционные расходы, государственные гарантии, тарифные соглашения, игнорируются при этом фискальные и косвенные денежно-кредитные методы. Либерально ориентированные модели в большей степени опираются на фискальные и косвенные финансовые методы стимулирования частных инвестиций.
Современное состояние инвестиционной деятельности в Республике Казахстан
... является анализ состояния инвестиционной деятельности Казахстана, из которой вытекают ряд задач: Определить сущность инвестиций; ·Значение инвестиций для экономики Казахстана; ·Анализ инвестиционной деятельности РК; ·Выявление ... так и для деятельности субъектов хозяйствования. Экономический рост определяется множеством факторов, важнейший из которых - наращивание объема инвестиций и повышение их ...
1.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
В России в целом за 90-е годы создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база инвестиционной деятельности. На федеральном уровне действует более чем тридцать нормативных актов. Разработана и продолжает дополняться законодательная база привлечения иностранных инвестиций, в целом соответствующая нормам международного инвестиционного сотрудничества.
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, являлась и продолжает является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования — с другой. Действующие законодательные и подзаконные акты, составляющие общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности, можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности.7
В период с 1998 и до 1999 г. Был принят ряд законодательных актов, направленных на улучшение инвестиционного климата в стране для отечественных и иностранных инвесторов. Нормативно-правовые условия инвестиционной деятельности на территории страны определяет Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В этот период были также приняты законы «О Бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», изменения и дополнения к закону «О соглашениях о разделе продукции».
Дополнительные возможности для развития инвестиционной сферы дает Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”» от 2 января 2000 г. №22-ФЗ. В целях создания правовых основ стабильного осуществления отечественными и иностранными инвесторами инвестиционной деятельности в законе принята так называемая «дедушкина оговорка». Российским и иностранным инвесторам, осуществляющим реализацию приоритетного инвестиционного проекта на территории России, предоставляются гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства. В соответствии со стабилизационной оговоркой в отношении инвестора, осуществляющего капитальные вложения в приоритетный инвестиционный проект, до полной окупаемости инвестиционного проекта (не более семи лет) не должно применяться новое законодательство или изменения и дополнения, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки по сравнению с условиями, которые действовали на день начала финансирования проекта.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата также были намечены меры по упрощению процедуры согласования технико-экономических обоснований инвестиционных проектов.
Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в РФ
... инвестиции будет установлено их понижающее значение. Снижение налоговой ставки у участников инвестиционного процесса приводит к росту капитальных вложений и увеличению объемов производства, становясь дополнительным стимулом развития инвестиционной деятельности. Для стимулирования инвестиционного ...
Вместе с тем ряд положений закона требуют уточнений и дальнейшего развития. В законах об инвестиционной деятельности определено, что государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривается как путем создания благоприятных условий для ее развития, так и прямого участия государства в инвестиционном процессе. Вместе с тем, слабо прописана ответственность государства за развитие инвестиций в реальном секторе экономики. Существенно сужаются права инвесторов различными изъятиями в осуществлении инвестиционной деятельности.
Стабилизационная оговорка касается только инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. При этом из поля ее действия выпадает огромный сегмент инвестиционной деятельности, имеющий определенное значение для сбалансированного социально-экономического развития.
На привлечение инвестиций в реальный сектор экономики направлен Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (№156-ФЗ).
В соответствии с законом вводятся единые стандарты регулирования взаимоотношений в области коллективных инвестиций, устраняется ряд препятствий для размещения свободных денежных средств на организованных рынках капитала.
Формы инвестиций чрезвычайно разнообразны, законодательство, которое оказывает влияние на их развитие, контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций, включает:
1. корпоративное законодательство;
2. законодательство об иностранных инвестициях;
3. о рынке ценных бумаг;
4. о банковской деятельности;
5. о коллективном инвестировании;
6. бюджетное законодательство;
7. налоговое;
8. уголовное законодательство.
В период реализации жесткой централизованной системы управления экономикой вложения средств, на выполнение неких работ, улучшение сфер производства и технической базы и оснащения, имело форму планируемых вложений. Это вело к созданию плановых предпосылок и проектированию. С развитием рыночной экономики инвестиционная деятельность приобретает новый характер, появляется многообразие форм собственности, равных условий хозяйствования, что создает для инвестирования и правового регулирования этих процессов новые условия.
Для разумного вложения инвестиционных средств в высокотехнологические программы необходимо значительно улучшить производство товаров, спрос на них, условия труда и позволить всему обществу, в целом, интенсивно развиваться и осваивать наукоемкие технологии. Инвестиционные вложения в эту сферу дадут представление о качественно новом уровне инвестиций, а соотношение качественного и количественного уровня инвестирования дают представление о проводимой государством инвестиционной политике, целью которой стал поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, иностранных и национальных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в:
1. определении признаков субъектов;
2. установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности;
3. выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности;
4. регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров;
5. установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.
Инвестиционная деятельность реализуется в правовых формах — договорах порядка, которые подписываются между сторонами, путем приобретения акций, патентов, прав пользования по лицензионному договору, приобретение товарного знака и прочее подобное.
Инвестиционную деятельность осуществляют инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, привлеченных или заемных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.Инвесторами могут быть:
- граждане, предприятия, объединения предпринимателей и другие юридические лица;
- органы уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами (КУИ);
- иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям. В случае «Заказчик и Инвестор», заказчик, не является инвестором, то он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые оговариваются в инвестиционном договоре.
Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.
В РФ объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Законом запрещено инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
Государство одновременно выступает и как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Регулирование инвестиционной деятельности государством, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РФ, обеспечивается государственными органами РФ, республик в составе РФ в пределах их компетенции и осуществляется:
1. прямым управлением государственными инвестициями;
2. в соответствии с государственными инвестиционными программами;
3. введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
4. проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
5. предоставлением финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, субвенций, отраслей, производств;
6. контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ);
7. в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории РФ, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
8. антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
9. экспертизой инвестиционных проектов.
Решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом, глава третья ФЗ «Об инвестиционной деятельности», на основе прогнозов экономического и социального развития РФ. Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, субъектов участвующих в реализации этих программ. Источниками инвестиций могут служить банки, выдающие кредиты под государственные гарантии. Согласованный объем государственных капиталовложений устанавливается Министерством экономики и сообщается государственным заказчикам. На основании предварительных, согласованных, объемов, они разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчетами. Данный перечень утверждается и является основанием для проведения торгов подряда, результатом которых считается заключение государственных договоров (контрактов), в которых уточняются нюансы из проектно-сметной документации.
Разные получатели инвестиций, разные формы собственности инвесторов, разное происхождение инвестиций, разные способы взаимодействия инвестора и реципиента инвестиций — все это исключает возможность создания единого режима инвестиций в рамках и средствами какой-либо одной отрасли законодательства. Этим объясняются многочисленность и разнообразие правовых норм и актов российского законодательства, регулирующих инвестиции и инвестиционный процесс.
Для нормального развития экономики и для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств (инвестиций).
В значительной степени на количественный рост инвестиций их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики.
Государственное регулирование инвестиций, начиная с федерального уровня, направлено на создание для них благоприятных условий и осуществляется путем совершенствования системы налогов; установления специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов, то есть лиц, вкладывающих средства в строительство (они в данном случае и являются ключевыми фигурами в инвестиционном процессе); предоставления льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер и тому подобное.
Сложность внутренней структуры правового обеспечения инвестиционной деятельности связана также с ее многоуровневостью. Следует иметь в виду несколько уровней — федеральный, региональный (субъекты РФ), местный (местное самоуправление), корпоративный и локальный (в рамках хозяйственных объединений, предприятий).
Правовое обеспечение инвестиционной деятельности включает законы (нормативы), регулирующие инвестиционную сферу, нормативные блоки, регулирующие перспективы развития и структуру народного хозяйства, финансовую сферу, контрактную деятельность, занятость и доходы населения. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики связано, в первую очередь, с формированием целостной системы правового обеспечения. Однако именно целостной правовой системы пока не создана, российское инвестиционное законодательство имеет раздробленный и внутренне противоречивый характер.
Данная ситуация в инвестиционной сфере обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, осуществление радикальных рыночных реформ началось в условиях нормативно-правового вакуума и отсутствия законодательной базы в инвестиционной сфере. За последние годы было предпринято немало усилий по формированию нормативно-правовой базы инвестиционного процесса. Приняты базовые и частные правовые акты на федеральном и региональном уровнях, затрагивающие вопросы стратегического и регламентного характера в области инвестиций.
Однако к быстрому устареванию и обесцениванию принятых нормативных документов приводят изменение хозяйственной среды, непрерывная смена тенденций во всех областях, в том числе и в инвестиционной сфере, а также возникновение принципиально новых задач, увеличение их числа. В связи с этим без согласования с уже принятыми законами было издано значительное число нормативных актов, носивших временный ситуационный характер (постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации, регламентирующие отдельные вопросы инвестиционной деятельности).
Новые правовые нормы часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому даже специалисты не всегда имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование инвестиционной деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают в действие с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу. В результате усиливается неопределенность и инвестиционный риск.
Следует признать, что федеральная законодательная база во многом пока остается непрозрачной и противоречивой, ряд аспектов деятельности инвесторов неоправданно регламентированы, регулируются множеством подзаконных актов, другие — остаются за рамками правового поля, что препятствует притоку капитала в производство. Для улучшения инвестиционного климата необходимо принять законодательные акты, направленные на дерегулирование и дебюрократизацию предпринимательской деятельности, упрощение процедуры регистрации юридических и физических лиц, порядка введения в хозяйственный оборот земельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществления строительства новых объектов, то есть на снижение очень высокого уровня трансакционных издержек бизнеса.
ГЛАВА 2. ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ И ЕГО РОЛЬ В ИНВЕСТИЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Ипотечный кредит как форма инвестиций и фактор экономического роста
Несмотря на то, что плановая экономика считалась противоположностью рыночной, в ее рамках функционировал кредит со всеми ее атрибутами: возвратность, гарантированность, платность и т.д. Понятия « ипотечный кредит» не существовало, но ее аналог имелся. Во-первых, существовало кооперативное жилищное строительство. Члены кооператива выплачивали меньшую часть стоимости жилья (25-40 %), а остальная часть оформлялась в виде долгосрочного кредита (на 15-25 лет) с равномерной выплатой долга за период кредитования. На сумму кредита начислялся процент. В качестве гарантии или аналога залога выступало само жилье (квартира, дом).
Заемщику принадлежал на правах собственности только накопленный денежный пай, а собственником квартиры он не был. Права собственности на жилье принадлежали кредитору. Ими, как правило, были исполкомы народных депутатов соответствующих уровней. Несмотря на существенные особенности приобретения жилья через жилищно-строительные кооперативы, данную форму можно рассматривать как исторический прообраз ипотеки. Более того, в условиях перехода к рынку, советская форма кредитного приобретения жилья может быть успешно использована. Во-вторых, кредитом пользовались как строительные организации, так и заказчики возводимых объектов. Во всех этих случаях происходил процесс инвестиций в реальный сектор экономики через целевую форму кредита. Результатом реальных инвестиций был рост производства жилья, иных помещений, увеличение основного капитала и изменение запасов у строительных организаций и сопряженных с ними предприятий.
В экономической теории инвестиции рассматриваются как важнейший фактор экономического роста. В свою очередь, как это было выяснено в предыдущем изложении, инвестиции в реальном секторе экономики делятся на три направления: основной капитал, жилищное строительство и запасы. Важность этих направлений соответствует порядку их расположения. Ипотечный кредит является источником и фактором экономического роста в той мере, в которой способствует расширению предложения жилых, офисных и иных зданий. В этом состоит качественное отличие ипотечного кредита по сравнению с другими формами кредита. Например, использование кредита для приобретения государственных облигаций и иных ценных бумаг на вторичном рынке, которые не способствуют увеличению производства товаров и услуг, то есть реального ВВП. Роль ипотечного кредита в экономическом росте двоякое.
Во-первых, он способствует росту производства реальных благ, учитываемых в ВВП. Во-вторых, рост производства зданий возможен только в результате накопления капитала в строительной индустрии. То есть в этой отрасли происходит рост основного капитала. Поэтому ипотечный кредит влияет на два из перечисленных выше направлений инвестиций: жилищное строительство и основной капитал. Соответственно, двояким является и влияние ипотечного кредита на экономический рост: через рост производства жилья и увеличение основного капитала предприятий вовлекаемых в дополнительное производство. А если еще учесть, что рост производства жилья, офисных помещений и других объектов, с участием ипотечного кредитования требует увеличения запасов, то можно сделать вывод о том, что ипотечное кредитования влияет на экономический рост через все направления инвестиций. Поэтому, инвестиции в реальный сектор экономики, с участием ипотечного кредитования в единстве всех направлений могут рассматриваться как фактор и источник экономического роста. Конечно, при этом важно определить как абсолютную величину ипотеки, так и ее долю в общем, объеме реальных инвестиций. Опыт российской экономики свидетельствует о слабой развитости выделенного направления инвестиций. Но зарубежный опыт, который подробно будут рассмотрен ниже, свидетельствует о том, что развитие ипотечного кредитования содержит существенный потенциал для роста экономики. Направления совершенствования ипотечного кредита как фактора инвестиций и экономического роста будет уделено специальное внимание в последующем изложении. Сейчас важно еще раз подчеркнуть, что ипотечное кредитование ведет к расширению реальных инвестиций через все важнейшие направления инвестиций. Поэтому ниже будет рассмотрены инвестиции как целостный процесс без выделения основных направлений, включая и иностранные инвестиции. Материал данного параграфа составлен таким образом, чтобы рассмотреть инвестиции в плановой, переходной и рыночной экономике. Такой подход соответствует конкретно-исторической реальности России.
В данном параграфе необходимо специальное внимание уделять экономическому росту, поскольку именно на экономический рост направлено наше исследование. Предметом специального анализа будет причины и факторы оживления экономики после глубокого спада. Будет осуществлен анализ природы факторов оживления и роста, оценена их надежность и долгосрочность. На основе анализа существующих факторов оживления будет показана роль ипотечного кредита, как долгосрочного и стабильного фактора оживления и роста экономики. Наконец, требуется определить точный смысл понятия «экономический рост», поскольку даже в специальной литературе его содержание трактуется неоднозначно. В нашем исследовании экономический рост рассматривается как увеличение потенциального производства при полной занятости ресурсов. Поэтому экономический рост предполагает увеличение количества производственных факторов и улучшения как качества (технологический прогресс и рост профессионального уровня работников).
Для целей нашего исследования не имеет существенного значения различие приведенных трактовок экономического роста, тем более, что они дополняют друг друга. Для более строгого анализа следует учитывать трактовку экономического роста, связанного с увеличением потенциального.
2.2 История развития ипотечного кредита в национальной экономике России
Ипотека как элемент хозяйственной жизни уходит глубокими корнями в историю. Само понятие «ипотека» пришло в мировую финансово-экономическую систему из древней Греции. Его ввел Архонт Солон в VI веке до н. э., предшественник Солона — Драконт — ввел порядок (в 621 г. До н. э.), согласно которому любые посягательства на частную собственность и ее движимую часть сурово карались. В 594 г. до н. э. Солон осуществляет свои знаменитые реформы, в том числе отменяет поземельные долги, вводит свободу завещания, по которой вымороченное имущество уже не обязательно переходит к наследникам рода. Теперь каждый получил право расставаться и завещать «собственность» по своему усмотрению. Первоначально в Афинах залогом с подобного рода обязательств была личность должника, которому в случае невозможности заплатить долг грозило рабство. Для перевода личной собственности в имущественную Солон и предложил ставить на имени должника (обычно на пограничной меже) столб с надписью, что эта земля служит обеспечением претензий на определенную сумму. Такой столб и назвали ипотекой.[70]
На таком столбе, получившем название «ипотека» (от греч. hypotheka — подставка, подпорка), отмечались все долги собственника земли.
Позже для этой цели стали использовать особые книги, называвшиеся ипотечными. Уже в Древней Греции обеспечивалась гласность, позволявшая каждому заинтересованному лицу беспрепятственно удостовериться в состоянии данной земельной собственности.
Новое развитие институт ипотеки получил в Римской империи. В I в. н. э. создавались ипотечные учреждения, которые выдавали кредиты под залог имущества частным лицам.
Уже тогда существовало около 50 банков и действовало более 800 ростовщических и меняльных контор. Банки становились специализированными. Развивались различные банковские институты: коммунальные, религиозные и другие, возникали прообразы сберкасс, сберегательных ассоциаций и т.п. Государство всегда оказывало большую поддержку ипотечному кредитованию. Для этого создавались специальные социальные институты. При императоре Траяне были созданы финансовые алиментарные фонды для поддержки вдов и сирот, предоставляющие ипотечные кредиты под 5 % годовых — это был самый низкий процент в Риме в то время, (аналогичные финансовые системы были образованы в России в Х1Х веке).
Институт ипотеки (залога недвижимости) в течение относительно небольшого времени прошел эволюцию от фидуции (fiducia, от лат. — сделки на доверии или доверительной сделки, первой формы вещного обеспечения), к более прогрессивной стадии — пигнусу и далее к ипотеке. Здесь необходимо пояснить, что первая стадия «фидуция» возникла и развивалась в древнеримском праве. В начале развития классического римского права появился «пигнус» (pignus, от лат. неформальный залог), и лишь затем собственно «ипотека». При этом сами договоры о залоге первоначально были лишь дополнительными при первичных кредитных соглашениях (договорах).
Основная суть «фидуции» заключалась в том, что сразу по заключению договора официально устанавливались права кредитора на закладываемую недвижимость, сам предмет передавался в «fiducia» и кредитор обязан был возвратить недвижимость после исправного и своевременного исполнения договора. Сделка (или договор) «фидуция» также прошла свою эволюцию.
На первом этапе развития института «фидуции» должник не обладал практически никакой защитой и кредитор сам решал, что ему выгоднее: или требовать от заемщика выплаты долга, или не возвращать ему имущество. В дальнейшем было введено официальное положение к документу о залоге, которое отменяло эту достаточно выгодную альтернативу кредитора. Но все равно в технологии сделки оставались достаточно серьезные правовые моменты, которыми мог воспользоваться кредитор и которые были невыгодны заемщику.
Следующая стадия развития института ипотеки несла достаточно прогрессивный характер, защищая заемщика от своевольных действий кредитора. Договор «пигнуса» (договор о залоге на стадии «пигнуса») предусматривал передачу закладываемой недвижимости уже не в собственность, а только во владение ею и только как гарантии исполнения взятого заемщиком обязательства. Более того, должники имели право требовать, чтобы кредитор не пользовался данной недвижимостью, а только хранил ее. За кредитором оставалось условное право продать закладываемую вещь, чтобы возместить свои средства, только при неисполнении заемщиком взятых им обязательств. При этом уже тогда кредитору было запрещено оставлять продаваемую недвижимость (предмет залога) у себя. В случае невыполнения взятых обязательств должником, кредитор после продажи недвижимости возвращал всю разницу между выручкой за недвижимость и остатком долга заемщику.
Данный вид сделок тщательно регламентировался. Требования, не входящие в регламентацию были предметом особого судебного разбирательства.
Появление последней стадии института ипотеки — собственно самой ипотеки — было обосновано политическими и экономическими условиями того времени: ослабление рабовладельческого хозяйствования в Риме и массовая передача земель арендаторам привели к возникновению классического института ипотеки. По существующему законодательству ни одна действующая правовая форма не подходила для гарантирования этого вида сделок между собственниками земель (латифундистами) и арендаторами, так как мелкие арендаторы не имели ничего кроме орудий труда, которые они в силу своей профессии не могли заложить. Выходом из этой ситуации было введение новой формы залога — залога арендаторами самих орудий труда, причем без передачи предмета залога во владение арендодателя.