ПРИОРИТЕТ №1: РЕЛЕВАНТНЫЙ ФАКТ. Период отпуска по уходу за ребенком включается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (специальный стаж), только если этот отпуск начался до 6 октября 1992 года, независимо от даты его окончания. Эта временная граница, установленная в российском пенсионном праве уже более тридцати лет назад, до сих пор остается камнем преткновения и причиной тысяч судебных споров, поскольку исключает из специального стажа периоды ухода за детьми, начавшиеся позднее этой даты, тем самым прямо нарушая принцип формального равенства женщин и создавая серьезную коллизию с конституционными гарантиями социального обеспечения.
Институт страхового стажа является краеугольным камнем современного российского права социального обеспечения. Он выступает ключевым юридическим фактом, определяющим право на страховую пенсию, ее вид и, опосредованно, размер. С момента вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — ФЗ № 400-ФЗ) и перехода от категории «трудовой стаж» к «страховому стажу», система пенсионного обеспечения приобрела выраженный страховой характер, основанный на учете уплаченных взносов и индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК).
Однако, несмотря на эту концептуальную ясность, правоприменительная практика демонстрирует значительное количество коллизий и пробелов, особенно в части исчисления и включения в стаж так называемых «нестраховых» периодов и стажа для особых категорий работников.
Цель настоящего исследования состоит в проведении глубокого академического анализа института страхового стажа, выявлении наиболее острых проблем и коллизий в действующем законодательстве и правоприменительной практике, а также в разработке конкретных, юридически обоснованных предложений по совершенствованию ФЗ № 400-ФЗ и подзаконных актов.
Задачи исследования:
- Определить актуальное юридическое содержание категории «страховой стаж» и провести его четкое разграничение с иными видами стажа.
- Критически проанализировать проблемы исчисления стажа в календарном порядке, особенно при совпадении страховых и нестраховых периодов, с учетом влияния ИПК.
- Выявить правовые коллизии, касающиеся исчисления стажа для специфических категорий работников (сезонные, ЛИС) и учета периода ухода за ребенком.
- Проанализировать роль и правовые позиции Конституционного и Верховного Судов РФ (после 2015 года) в разрешении пенсионных споров.
- Разработать конкретные предложения по изменению законодательства, направленные на устранение выявленных коллизий и обеспечение конституционного права граждан на достойное социальное обеспечение.
Глава 1. Концептуальные основы и правовая эволюция института стажа в Российской Федерации
Сущность и юридическое содержание понятия «страховой стаж»
Институт страхового стажа является центральным понятием в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) Российской Федерации. Его сущность определяется не просто продолжительностью трудовой деятельности, а фактом участия гражданина в системе страхования. Именно факт уплаты страховых взносов лежит в основе современных пенсионных прав, что отличает российскую систему от многих западных аналогов, где акцент смещен на фактическое наличие трудовых отношений.
Трудовой и страховой стаж в пенсионном обеспечении Российской ...
... выступают общественные отношения, возникающие в процессе пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Предметом исследования является правовой режим стажа, включая понятия, виды, порядок исчисления и механизмы подтверждения трудового, страхового и ...
Согласно статье 3 ФЗ № 400-ФЗ, страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Социальный Фонд России (СФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (так называемые «нестраховые» периоды, перечисленные в ст. 12 ФЗ № 400-ФЗ).
Функции страхового стажа:
- Правообразующая функция: Наличие минимально необходимого страхового стажа (в 2025 году – 16 лет) является обязательным условием для возникновения права на страховую пенсию по старости (ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ).
- Правоопределяющая функция: Стаж используется для определения размера пенсии, хотя и опосредованно. В современных условиях прямой учет стажа в формуле расчета заменен на учет индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), но стаж остается необходим для расчета пенсионных прав, приобретенных до 2002 года (конвертация стажа) и для определения права на пенсию по потере кормильца.
- Социально-гарантийная функция: Включение в стаж нестраховых периодов (военная служба, уход за детьми, получение пособия по безработице) позволяет сохранить право на пенсию тем лицам, которые по объективным причинам не могли участвовать в системе ОПС.
Таким образом, страховой стаж — это юридический критерий, который связывает участие гражданина в экономической жизни страны и его обязанность по уплате взносов с последующей реализацией конституционного права на пенсионное обеспечение. При этом, следует всегда помнить, что отсутствие этого минимального критерия приводит к назначению лишь социальной пенсии, которая значительно ниже страховой.
Сравнительно-правовой анализ видов стажа: разграничение с трудовым и специальным стажем
Для глубокого понимания института страхового стажа необходимо провести его четкое разграничение с двумя другими фундаментальными категориями: общим трудовым стажем и специальным стажем.
Критерий сравнения | Страховой стаж | Общий трудовой стаж | Специальный стаж |
---|---|---|---|
Нормативная основа | ФЗ № 400-ФЗ (ст. 3, 11, 12) | ФЗ № 173-ФЗ (в части конвертации прав) | ФЗ № 400-ФЗ (ст. 30) |
Определяющий фактор | Уплата/начисление страховых взносов | Факт трудовой деятельности | Работа в особых/вредных условиях |
Цель использования | Основание для назначения страховой пенсии | Конвертация пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002 | Основание для досрочного назначения пенсии |
Актуальность | Действующая и основная категория | Историческая категория | Действующая категория (для досрочных пенсий) |
1. Трудовой стаж (Общий трудовой стаж): Это историческая категория, доминировавшая в советском и раннем российском пенсионном праве (до 01.01.2002).
Он основывался на факте любой общественно полезной деятельности, независимо от уплаты страховых взносов. В современном праве трудовой стаж используется прежде всего для **конвертации пенсионных прав**, приобретенных гражданами до 1 января 2002 года, в расчетный пенсионный капитал. Также он применяется для определения права на пенсию по потере кормильца. Важно отметить, что периоды работы до вступления в силу ФЗ № 400-ФЗ могут засчитываться в страховой стаж с применением правил подсчета трудового стажа по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ), что позволяет гражданам использовать наиболее выгодные для себя правила. Для многих пенсионеров трудовой стаж, накопленный до реформы, имеет даже большую ценность, чем современный страховой, поскольку его конвертация определяет значительную долю их текущего пенсионного капитала.
2. Специальный стаж (Стаж на соответствующих видах работ): Специальный стаж — это подвид страхового стажа, имеющий строго целевое назначение. Он представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в особых условиях труда, на определенных должностях, в определенных отраслях или местностях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ).
Примерами являются работа в педагогической или медицинской сфере, подземные работы, работа на Крайнем Севере.
Ключевое отличие: Страховой стаж определяет право на обычную пенсию; специальный стаж определяет право на льготу — досрочный выход на пенсию. При этом специальный стаж всегда является составной частью общего страхового стажа.
Глава 2. Проблемные вопросы исчисления страхового стажа и коллизии правоприменительной практики
Коллизия совпадения периодов: право выбора и его негативные последствия для пенсионных прав
ФЗ № 400-ФЗ устанавливает жесткое правило: исчисление страхового стажа производится исключительно в календарном порядке (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ).
Это означает, что если в один и тот же период времени (например, с января по декабрь 2024 года) гражданин одновременно работал (страховой период) и, например, осуществлял уход за ребенком (нестраховой период), то при исчислении страхового стажа учитывается только один из этих периодов по выбору гражданина.
На первый взгляд, это правило предоставляет гражданину свободу выбора наиболее выгодного варианта. Однако при детальном юридико-экономическом анализе становится очевидно, что это правило часто ведет к снижению пенсионных прав и нарушению принципа эквивалентности.
Критический анализ влияния ИПК:
До 2015 года при совпадении периодов гражданин выбирал тот, который давал большую продолжительность стажа. Сегодня выбор определяется тем, какой период обеспечит больший прирост индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК).
Нестраховой период (за полный год) | Величина ИПК |
---|---|
Военная служба по призыву | 1,8 |
Уход за первым ребенком | 1,8 |
Уход за вторым ребенком | 3,6 |
Уход за третьим/четвертым ребенком | 5,4 |
Если гражданин одновременно работал (уплачивались страховые взносы) и ухаживал за вторым ребенком (ИПК = 3,6), ему нужно сравнить ИПК, начисленный работодателем, с гарантированным ИПК 3,6. Если заработная плата была невысокой, ИПК за работу может оказаться ниже, чем 3,6.
Проблема фактического неравенства: Выбирая нестраховой период (например, уход за вторым ребенком), гражданин теряет все ИПК, начисленные работодателем за этот же период. Таким образом, государство фактически не позволяет суммировать пенсионные права, полученные в результате общественно полезной деятельности (труд) и выполнения конституционного долга (уход за ребенком, военная служба).
В результате, человек, который старался совмещать работу и уход за ребенком, получает меньший пенсионный капитал, чем если бы он просто не работал. Это противоречит принципу социальной справедливости, поскольку наказывает гражданина за его трудовую активность. Зачем стимулировать граждан к трудовой деятельности, если законодатель в итоге сводит на нет их усилия?
Проблемы исчисления стажа для особых категорий работников
Сезонные работники
Для работников сезонных отраслей промышленности, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 498, законодательство предусматривает льготный порядок: период работы в течение полного сезона засчитывается в страховой стаж с расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год (ч. 7 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ).
Это правило применяется к лесозаготовкам, предприятиям рыбного хозяйства и некоторым другим отраслям.
Проблема здесь кроется в правоприменении: СФР часто требует доказывания работы именно в течение «полного сезона», что может быть затруднено для работника из-за неполного оформления документов или ликвидации предприятия. Учитывая специфику этих отраслей, требуется более гибкий подход к сбору доказательной базы.
Работники летно-испытательного состава (ЛИС)
Пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава (ЛИС) регулируется Федеральным законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении…» (ст. 72) и является, по сути, пенсией за выслугу лет. Для мужчин требуется не менее 25 лет выслуги, для женщин – 20 лет.
Ключевая коллизия ЛИС: Для включения в выслугу лет периодов работы в гражданской авиации или военной службы требуется, чтобы не менее двух третей требуемой выслуги приходилось именно на должности ЛИС. Это правило, направленное на защиту профессии, создает правовые пробелы:
- Неопределенность в квалификации должностей: Часто возникают споры о том, какие именно должности в структуре испытательных центров должны быть засчитаны в стаж ЛИС.
- Жесткость требования «две трети»: Это условие делает практически невозможным переход из смежных областей (например, из военной авиации) в ЛИС на поздних этапах карьеры без потери права на льготную пенсию. Правоприменительная практика по этим вопросам крайне неоднородна и требует детализированного нормативного акта, аналогичного Правилам исчисления стажа для других спецкатегорий.
Правовые коллизии учета периодов повышения квалификации и отпуска по уходу за ребенком
Периоды повышения квалификации
До недавнего времени пенсионные органы систематически исключали из специального стажа периоды нахождения работников на курсах повышения квалификации или профессиональном обучении, что являлось предметом множества судебных споров.
Эта коллизия была урегулирована Постановлением Правительства РФ от 04.03.2021 № 322, которое обязало включать в стаж периоды профессионального обучения и повышения квалификации, если одновременно соблюдаются два условия:
- За работником сохранялась средняя заработная плата.
- Начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС).
Данное постановление является примером оперативного устранения законодательного пробела под давлением судебной практики.
Коллизия «6 октября 1992 года» (Отпуск по уходу за ребенком)
Самой острой и давней является коллизия, связанная с включением периода отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж.
Суть коллизии: Период отпуска по уходу за ребенком включается в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии (например, для медиков или педагогов), только в том случае, если этот отпуск начался до 6 октября 1992 года (дата вступления в силу Закона РФ № 3543-I).
- До 06.10.1992: Период ухода за ребенком включался в специальный стаж.
- После 06.10.1992: Период ухода за ребенком включается только в общий страховой стаж (как нестраховой период по ст. 12 ФЗ № 400-ФЗ), но не включается в специальный стаж.
Данное правило, хотя и основано на принципе сохранения ранее приобретенных прав, создает дискриминацию по формальному признаку времени рождения ребенка. Как отмечают ведущие юристы-социальщики, исключение из специального стажа периодов ухода за ребенком, начавшихся после 1992 года, нарушает конституционный принцип равенства, поскольку матери, выполняющие одинаковую социальную функцию, ставятся в неравное положение при реализации права на досрочное пенсионное обеспечение. Неужели рождение ребенка на день позже указанной даты может лишить мать-педагога или мать-медика заслуженного права на льготу?
Правовая позиция Верховного Суда РФ (Пленум ВС РФ от 11.12.2012 № 30, п. 27) подтверждает эту границу: если отпуск начался до 06.10.1992, он засчитывается, даже если закончился после этой даты. Однако это не решает проблемы тех матерей, чей отпуск начался даже на один день позже указанной даты.
Глава 3. Роль высших судебных органов в разрешении пенсионных споров и разработка предложений по совершенствованию законодательства
Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам исчисления стажа (после 2015 г.)
Конституционный Суд РФ (КС РФ) играет ключевую роль в устранении коллизий и пробелов пенсионного законодательства, фактически выступая инструментом его точечного реформирования, направленного на обеспечение конституционных прав граждан.
1. Защита реабилитированных лиц (Постановление КС РФ от 19.11.2015 № 29-П)
КС РФ постановил, что весь период отстранения реабилитированного лица от должности (работы) в связи с необоснованным уголовным преследованием должен быть включен в страховой стаж. Это решение основано на прямом действии Конституции РФ, гарантирующей государственную защиту прав и свобод. В данном случае, гражданин не мог уплачивать взносы не по своей вине, и исключение этого периода из стажа являлось бы дополнительной формой наказания. Это яркий пример того, как конституционные гарантии превалируют над формальными требованиями страхового законодательства.
2. Проблема СОУТ и специальный стаж (Постановление КС РФ от 04.10.2022 № 40-П)
Это одно из наиболее значимых и актуальных решений, касающихся досрочного пенсионного обеспечения. Постановление КС РФ № 40-П защитило права гра��дан на специальный стаж в условиях перехода к Специальной оценке условий труда (СОУТ).
Суть проблемы: Работодатели, не уплачивая дополнительные тарифы страховых взносов (на основании результатов СОУТ, которые признали условия труда допустимыми), фактически лишали работников права на досрочную пенсию, даже если условия труда объективно оставались вредными.
КС РФ признал неконституционным применение положений о СОУТ и уплате дополнительных тарифов, если это приводит к исключению из специального стажа периодов работы, которые фактически осуществлялись в особых условиях труда. Суд подчеркнул, что право на досрочную пенсию должно основываться на объективном характере выполняемой работы и фактической степени ее вредности, а не только на формальном заключении СОУТ или факте уплаты работодателем дополнительных взносов. Эта позиция стала мощным инструментом защиты граждан в судебных спорах.
Конкретные предложения по реформированию законодательства РФ
Для устранения выявленных коллизий и обеспечения принципа социальной справедливости, необходимо внести следующие поправки в Федеральный закон № 400-ФЗ и подзаконные акты.
Предложение 1: Включение военной службы по призыву в длительный стаж (42/37 лет)
В настоящее время в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости за длительный стаж (42 года для мужчин, 37 лет для женщин, ч. 1.2 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ), включаются только периоды работы и «нестраховые» периоды, не предусмотренные статьей 12 ФЗ № 400-ФЗ (кроме периода получения пособия по безработице и периода ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет).
Период прохождения военной службы по призыву (ст. 12 ФЗ № 400-ФЗ) в этот длительный стаж не включается.
Юридическое обоснование: Военная служба по призыву — это выполнение конституционного долга, а не выбор гражданина. Исключение этого периода из длительного стажа фактически наказывает призывников, у которых прерывается стажевой процесс. Законопроект № 725662-7 уже поднимал этот вопрос.
Предлагаемая поправка (изменение ч. 9 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ):
Включить в часть 9 статьи 13 ФЗ № 400-ФЗ период прохождения военной службы по призыву в стаж, указанный в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Предложение 2: Исключение условия о постоянном проживании для «сельской» надбавки
В соответствии с частью 14 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, устанавливается повышенная фиксированная выплата (25% от установленной фиксированной выплаты).
До 2022 года обязательным условием для получения и сохранения этой надбавки было постоянное проживание в сельской местности. С 2022 года назначенная надбавка сохраняется при переезде в город, но для первичного назначения это условие остается обязательным.
Юридическое обоснование: Требование постоянного проживания нарушает конституционные права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 27 Конституции РФ).
Надбавка должна быть вознаграждением за длительный трудовой вклад в сельское хозяйство, а не за факт проживания. Почему человек, отдавший 30 лет сельскому хозяйству, не может переехать в город, чтобы обеспечить детям лучшее образование, не потеряв при этом заслуженную надбавку?
Предлагаемая поправка (изменение ч. 14 ст. 17 ФЗ № 400-ФЗ):
Из части 14 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ исключить слова: «проживающим в сельской местности, в которой не осуществляется трудовая и (или) иная деятельность».
Предложение 3: Принцип безусловного приоритета наиболее выгодного варианта при совпадении периодов
Существующая коллизия совпадения периодов (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ) вынуждает граждан терять часть пенсионных прав, как было подробно описано в Главе 2.
Юридическое обоснование: Принцип социальной справедливости и эквивалентности требует, чтобы гражданин не был наказан за одновременное исполнение трудовых и социальных функций (например, работа и уход за ребенком).
Если гражданин имеет право на зачет двух периодов одновременно, следует учитывать тот, который дает максимально возможный результат.
Предлагаемая поправка (изменение ч. 1 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ):
Часть 1 статьи 13 ФЗ № 400-ФЗ изложить в следующей редакции:
«При совпадении по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается тот из таких периодов, который обеспечивает наибольшую величину индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) застрахованного лица, в том числе путем установления приоритета нестрахового периода с наивысшим коэффициентом (5,4 ИПК).
В случае, если гражданину выгоднее учесть страховой период, исчисленный с учетом фактической уплаты взносов, засчитывается страховой период.»
Данное предложение реализует принцип безусловного приоритета наиболее выгодного варианта, позволяя гражданину получить максимальный ИПК за совпавший период без потери прав.
Заключение
Институт страхового стажа, несмотря на его ключевую роль в современном российском пенсионном праве, по-прежнему содержит значительное число правовых коллизий, требующих незамедлительного вмешательства законодателя. Переход к страховой модели, основанной на ИПК, не устранил, а лишь трансформировал старые проблемы, добавив к ним новые, связанные с расчетом пенсионного капитала.
Ключевые выводы исследования:
- Концептуальные различия: Страховой стаж принципиально отличается от исторической категории трудового стажа (применяемого для конвертации прав до 2002 года) и специального стажа (применяемого для досрочной пенсии).
В основе страхового стажа лежит факт уплаты взносов.
- Коллизия совпадения периодов: Правило выбора одного из совпавших периодов (страхового или нестрахового) при исчислении стажа является юридически негибким и экономически невыгодным для граждан, поскольку приводит к потере части ИПК и снижению размера пенсии.
- Проблемы особых категорий: В отношении работников летно-испытательного состава и сезонных работников сохраняются правовые пробелы и жесткие, часто дискриминационные, требования к зачету стажа. Критически острой остается «коллизия 1992 года», лишающая матерей права на досрочную пенсию за уход за ребенком, родившимся после 06.10.1992, что нарушает принцип формального равенства.
- Роль высших судов: Судебная практика, особенно позиция Конституционного Суда РФ (Постановление № 40-П от 2022 г.), выступает важнейшим гарантом защиты пенсионных прав граждан, нивелируя недостатки законодательства (например, в части учета фактических условий труда при наличии неблагоприятных результатов СОУТ).
Заключительный вывод:
Для обеспечения конституционного права граждан на достойное социальное обеспечение и устранения выявленных коллизий, необходимо принять предложенные законодательные инициативы, в частности:
- Внести изменения в ФЗ № 400-ФЗ, установив принцип безусловного приоритета наиболее выгодного варианта при совпадении периодов (исходя из максимального ИПК).
- Включить период военной службы по призыву в длительный стаж (42/37 лет).
- Исключить условие о постоянном проживании в сельской местности для получения повышенной фиксированной надбавки за 30 лет «сельского стажа».
Эти меры позволят повысить социальную справедливость, унифицировать правоприменительную практику и укрепить доверие граждан к системе обязательного пенсионного страхования.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 28.02.2025) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I).
Ст. 6965.
- Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу).
- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
- Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
- Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
- Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 № 252-О «По запросу Думы Чукотского автономного округа о проверке конституционности пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 14 и пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»».
- Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023).
- Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
- Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…».
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
- Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 28.11.1998.
- Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
- Постановление Правительства РФ от 25.03.2013 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…».
- Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости…».
- Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости».
- Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
- Отраслевое соглашение по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2015 – 2017 гг.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 29-П.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 N 40-П.
- Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 1988-О.
- Определение Конституционного Суда РФ от 29.11.2024 N 3041-О.
- О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» (проект № 725662–7) // Совет Федерации. URL: council.gov.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Изменения в практике включения отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для досрочного назначения пенсии // Социальный фонд России. URL: sfr.gov.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Декрет до 6 октября 1992г и досрочный выход на пенсию // Harant.ru. URL: harant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Чем отличается страховой стаж от трудового стажа // Кадровое Дело. URL: kdelo.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Как считается трудовой стаж для выхода на пенсию в 2025 году // Gogov.ru. URL: gogov.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Специальный страховой стаж и выслуга лет как основания возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение в Российской Федерации // Cyberleninka.ru. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Проблема отграничения понятий «Трудовой стаж» от понятия «Страховой стаж» // Cyberleninka.ru. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Влияние иных (нестраховых) периодов на формирование пенсионных прав застрахованного лица // Cyberleninka.ru. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Актуальные проблемы пенсионных споров по делам о досрочном назначении страховых пенсий // Siblu.ru. URL: siblu.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- В страховой стаж для досрочной пенсии предложено включить военную службу // Garant.ru. URL: garant.ru (дата обращения: 08.10.2025).