Совершенствование государственного регулирования рынка ипотечного жилищного кредитования в Красноярском крае (2020–2025): Синтез макропруденциальной политики и региональных мер социальной поддержки

Дипломная работа

Введение: Актуальность, цели и методологические основы исследования

Рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) в Российской Федерации на протяжении последних пяти лет функционировал в условиях беспрецедентной волатильности, ставшей результатом глобальных экономических шоков и радикальной смены вектора денежно-кредитной политики. Этот период ознаменовался, с одной стороны, масштабным стимулированием спроса через федеральные программы субсидирования, а с другой — жестким макропруденциальным регулированием со стороны Банка России, направленным на купирование системных долговых рисков. Именно поэтому сейчас необходимо глубоко проанализировать произошедшие изменения и предложить эффективные решения.

Резкое сокращение объемов ипотеки в Красноярском крае (КК) по итогам пяти месяцев 2024 года на 25,1%, а также падение общего спроса на ипотеку на 57% за год до июля 2025 года, стали мощным индикатором того, что период экстенсивного роста завершен. На смену ему пришла острая фаза структурного кризиса, вызванного отменой массовой льготной ипотеки и сохранением ключевой ставки ЦБ РФ на высоком уровне. В этих условиях актуальность данного исследования определяется необходимостью создания научно-обоснованных, практически применимых рекомендаций для региональных органов власти Красноярского края. Мы стремимся проанализировать, актуализировать и разработать направления совершенствования государственного регулирования рынка ИЖК в КК, способные нивелировать негативное влияние макроэкономического контекста и обеспечить устойчивое развитие жилищной сферы региона. Научная новизна исследования заключается в синтезе влияния федеральной макропруденциальной политики (МПЛ, ПДН) и детализированной оценке эффективности региональных мер социальной поддержки (Закон № 8-2848, увеличение зарплат бюджетникам).

Теоретические основы и современный правовой контекст государственного регулирования ИЖК

Государственное регулирование рынка ИЖК представляет собой комплексное явление, включающее финансовые, правовые и социально-экономические механизмы, направленные на обеспечение доступности жилья и снижение системных рисков в финансовом секторе. В академической среде выделяют три ключевых теоретических подхода к госрегулированию ИЖК:

  1. Пруденциальный подход: Приоритет отдается финансовой стабильности. Основной инструмент — макропруденциальные меры, направленные на ограничение чрезмерного роста долговой нагрузки населения и предотвращение формирования «ипотечного пузыря».
  2. Социальный подход: Приоритет — обеспечение конституционного права граждан на жилище. Инструменты — программы субсидирования процентных ставок, прямые выплаты, материнский капитал и региональные жилищные сертификаты.
  3. Регионально-экономический подход: Направлен на использование ИЖК как драйвера развития строительной отрасли, инфраструктуры и комплексного освоения территорий. Инструменты — стимулирование ИЖС, поддержка застройщиков и развитие ипотеки в опорных населенных пунктах.

Современная российская модель госрегулирования, особенно в период 2020–2025 гг., представляет собой сложный гибрид, где социальные инструменты (льготные программы) доминировали до середины 2024 года, а с конца 2023 года резко усилился пруденциальный контроль. Именно поэтому ключевая задача регуляторов на региональном уровне — эффективно сбалансировать эти, зачастую конфликтующие, подходы.

5 стр., 2144 слов

Инвестиционный климат Удмуртской Республики (2009–2025 гг.): ...

... инвестиционного климата Удмуртской Республики, его сравнение с историческим периодом (2009–2010 гг.), оценка эффективности долгосрочных региональных инвестиционных программ и определение текущих ключевых факторов и рисков для ... и устойчивости созданных рабочих мест после истечения срока льгот. Неужели эти инструменты, при всем их потенциале, не требуют более агрессивного продвижения среди среднего ...

Эволюция и современное состояние федеральной нормативно-правовой базы (2020–2025)

Фундаментом правового регулирования остается Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Жилищный кодекс РФ. Однако ключевые изменения в регулировании ИЖК за последние пять лет произошли не в базовых законах, а в подзаконных актах, регулирующих механизмы субсидирования и пруденциального надзора.

Актуальная нормативно-правовая база 2023–2025 гг. характеризуется следующими ключевыми элементами:

  • Завершение массового субсидирования: Отмена федеральной программы «Льготная ипотека с господдержкой 2020» (со ставкой до 8% годовых) с 1 июля 2024 года радикально изменила структуру рынка, сместив фокус на целевые программы, такие как «Семейная ипотека» (ставка от 6%).
  • Усиление контроля со стороны ЦБ РФ: Активное использование механизмов макропруденциального регулирования (МПЛ и ПДН) с целью недопущения перегрева рынка и роста долговой нагрузки.

Механизмы макропруденциального регулирования ЦБ РФ

Макропруденциальное регулирование стало центральным элементом государственного контроля в 2024–2025 гг. В отличие от традиционного пруденциального надзора, который фокусируется на финансовой устойчивости отдельных кредитных организаций, макропруденциальное регулирование направлено на минимизацию системных рисков.

Ключевым инструментом стало ограничение выдачи кредитов заемщикам с высоким Показателем Долговой Нагрузки (ПДН). ПДН отражает соотношение ежемесячных платежей заемщика по всем кредитам к его среднемесячному доходу.

До июля 2025 года Банк России применял макропруденциальные надбавки (МПН), которые вынуждали банки резервировать до 900% капитала под наиболее рискованные кредиты (ПДН > 80% и низкий первоначальный взнос).

Результат был впечатляющим: доля выдач с ПДН > 80% сократилась с 42% во II квартале 2023 года до 6% во II квартале 2025 года.

С 1 июля 2025 года ЦБ РФ ввел более жесткий инструмент — Макропруденциальные Лимиты (МПЛ), которые устанавливают прямые количественные ограничения на долю кредитов, выдаваемых заемщикам с высоким ПДН и низким первоначальным взносом, независимо от размера резервов. Это привело к значительному отсечению потенциальных заемщиков с низким уровнем реальных доходов, что напрямую сказалось на регионах с низким уровнем платежеспособности, включая Красноярский край. В этих условиях регионы должны искать собственные пути смягчения давления, поскольку федеральные ограничения действуют унифицировано.

Анализ динамики и структурных дисбалансов рынка ипотечного кредитования Красноярского края (2020–2025)

Рынок ИЖК Красноярского края (КК) демонстрирует высокую чувствительность к федеральной денежно-кредитной политике. Анализ данных за 2024–2025 гг. выявляет острую фазу кризиса, вызванную одновременным завершением массовых льготных программ и сохранением ключевой ставки на уровне 21% (декабрь 2024).

Общая динамика рынка КК и ее сравнение с общероссийскими и окружными показателями

Основные статистические показатели рынка КК свидетельствуют о стагнации и резком сокращении спроса:

Показатель Красноярский край (КК) Российская Федерация (РФ) Разница (КК vs РФ)
Сокращение объемов выдачи (5 мес. 2024 к 5 мес. 2023) -25,1%
Падение спроса на ипотеку (за 12 мес. до июля 2025) -57%
Средний размер ипотечного кредита (2025 г.) 3,88 млн руб. 4,61 млн руб. -0,73 млн руб.
Средневзвешенная ставка (декабрь 2024 г.) 9,96% Выше, чем в 2022 (8,06%)
Количество ипотечных сделок (9 мес. 2024) Сокращение на 26%

Источник: Отчеты ЦБ РФ, ДОМ.РФ, региональные аналитические данные.

Очевидно, что, хотя средний чек в КК (3,88 млн руб.) ниже общероссийского (4,61 млн руб.), что потенциально указывает на меньшую стоимость жилья или более консервативные заемные стратегии, регион столкнулся с более драматичным падением спроса. Падение на 57% за год является критическим, что напрямую отражает потерю доступности кредитов после отмены льготной программы. Как регион с менее выраженным «ипотечным пузырем» может демонстрировать столь резкое падение спроса? Это свидетельствует о том, что платежеспособность населения здесь оказалась более уязвимой к ужесточению монетарной политики, чем в среднем по стране.

Оценка влияния высокой ключевой ставки и инфляции на платежеспособный спрос

Ключевым фактором, ограничивающим доступность ипотеки, является монетарная политика ЦБ РФ. Удержание ключевой ставки на уровне 21% (декабрь 2024) привело к росту рыночных ипотечных ставок до «запретительных уровней» — 27–33% к концу 2024 года. При таких ставках ипотека становится доступной лишь для узкого сегмента населения, способного либо оплатить большую часть стоимости жилья, либо имеющего доходы, существенно превышающие средние.

Проблема усугубляется низким уровнем реального платежеспособного спроса в регионе, несмотря на номинально высокую среднюю зарплату:

  • Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в КК (2024) — 93 649 рублей.
  • Медианная заработная плата в КК (июнь 2024) — 40,7 тыс. рублей.

Критическое различие между номинальной и медианной зарплатой (почти в 2,3 раза) указывает на высокую степень экономического неравенства. Именно медианный доход, составляющий всего 40,7 тыс. рублей, является более точным индикатором платежеспособности большинства потенциальных заемщиков. При таком уровне дохода и росте рыночных ставок до 33%, большинство граждан КК просто не проходят по нормативам ПДН, даже с учетом смягчения макропруденциального регулирования. Следовательно, единственный способ поддержать рынок в долгосрочной перспективе — это не субсидирование ставки, а прямое повышение реальных доходов населения.

Структурные особенности: Роль льготного кредитования и рынка новостроек

Структурный анализ рынка КК показывает его критическую зависимость от государственной поддержки:

  1. Зависимость от первичного рынка: Доля сделок с ипотекой на первичном рынке в Красноярске за 9 месяцев 2024 года составляла 84%. Это существенно выше, чем во многих других регионах, и обусловлено тем, что льготные программы (особенно «Льготная ипотека 2020») действовали исключительно на новостройки.
  2. Доминирование «Семейной ипотеки»: После отмены массовой льготной программы, «Семейная ипотека» (от 6%) стала основным драйвером, составляя до 68,5% всех ипотечных сделок одного из крупнейших банков к августу 2025 года.

Высокая доля льготного кредитования и привязка спроса к первичному рынку создали классический дисбаланс:

  • Рост цен на жилье: Субсидирование спроса привело к инфляционному росту стоимости квадратного метра, превышающему темпы роста доходов населения.
  • Угроза долговой нагрузки: Обсуждаемые изменения в «Семейной ипотеке» (дифференциация ставок до 12%) могут увеличить медианный ежемесячный платеж на 38% (с 31,4 тыс. до 43,5 тыс. рублей), что, на фоне низких медианных доходов, неизбежно приведет к росту числа отказов по причине превышения ПДН.

Эффективность действующих региональных мер регулирования и поддержки в Красноярском крае

Региональная политика Красноярского края в сфере ИЖК нацелена на адресную поддержку целевых групп, главным образом работников бюджетной сферы и жителей сельских территорий. Данные меры призваны сгладить негативные последствия федеральных макроэкономических решений.

Анализ механизмов социальной ипотеки для бюджетников (Закон КК № 8-2848)

Ключевым инструментом социальной поддержки является программа, реализуемая в соответствии с Законом Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2848. Эта программа предоставляет работникам бюджетной сферы социальные выплаты на погашение основного долга по ипотечному кредиту.

Ключевые параметры программы и ее ограничения:

  1. Механизм выплаты: Размер выплаты привязан к части процентной ставки и зависит от количества детей у заемщика. Это важный элемент социальной направленности.
  2. Целевая группа: Работники бюджетной сферы, проживающие в стесненных условиях (менее 14 м2 на человека), в съемном или коммунальном жилье.
  3. Критическое ограничение лимита: Сумма кредита, принимаемая для расчета социальной выплаты, ограничена диапазоном от 1,5 млн до 3 млн рублей.

Вывод об эффективности: Программа, хотя и является социально значимой, имеет серьезный дефект — устаревший лимит. При среднем размере ипотечного кредита в КК в 2025 году, равном 3,88 млн рублей, и стоимости жилья, значительно выросшей за последние годы, лимит в 3 млн рублей, установленный для расчета субсидии, делает эту меру недостаточно эффективной. Фактически, поддержка оказывается лишь на часть тела кредита, что снижает ее привлекательность и реальный экономический эффект для бюджетников, вынужденных брать значительно большие суммы на коммерческих условиях.

Кроме того, в регионе действует программа «Сельская ипотека» (0,1% – 3% годовых, лимит 6 млн рублей), которая является федеральной, но имеет региональную специфику. Постановлением Правительства КК № 235-п (от 31.03.2023) утвержден перечень опорных населенных пунктов, где разрешена покупка квартир в новостройках до 5 этажей. Эта мера демонстрирует региональную стратегию стимулирования развития определенных территорий и ИЖС.

Оценка эффективности регионального финансирования в части повышения платежеспособного спроса

Наиболее мощной и стратегически важной региональной мерой, направленной на повышение платежеспособного спроса и, как следствие, доступности ипотеки, является решение о значительном увеличении оплаты труда бюджетников.

Финансовый анализ регионального решения (с 1 января 2025 года):

С 1 января 2025 года ежемесячная краевая выплата для работников бюджетной сферы увеличится на 3 200 рублей. С учетом районных коэффициентов, фактический прирост заработной платы составит от 5 120 до 8 320 рублей (на Крайнем Севере).

На реализацию этой меры из краевого бюджета будет направлено более 20 миллиардов рублей.

Категория Объем финансирования (2025) Ежемесячный прирост дохода (КК)
Бюджетники Красноярского края > 20 млрд рублей 5 120 – 8 320 рублей

Оценка воздействия: В отличие от адресных программ субсидирования, которые лишь компенсируют часть процентной ставки, это решение оказывает прямое, системное влияние на платежеспособность.

Увеличение дохода на 5–8 тыс. рублей в месяц значительно улучшает Показатель Долговой Нагрузки (ПДН). Для заемщиков, находящихся на грани прохождения по МПЛ, этот прирост может стать решающим фактором, позволяющим им соответствовать требованиям ЦБ РФ (особенно в контексте медианной зарплаты 40,7 тыс. руб.).

Это стратегически верное решение, поскольку оно создает устойчивый, а не субсидируемый, платежеспособный спрос. Ведь, в конце концов, разве не прямое улучшение финансового положения граждан является самой действенной мерой поддержки жилищного рынка?

Направления совершенствования региональной политики и финансово-обоснованные рекомендации

Для преодоления структурных дисбалансов, вызванных жесткой макропруденциальной политикой и ростом рыночных ставок, Красноярскому краю необходимо актуализировать свои региональные меры, основываясь на потенциале бюджетного финансирования (более 20 млрд руб. на бюджетников) и выявленных ограничениях.

Предложения по индексации параметров региональной социальной ипотеки

Ключевым направлением совершенствования является модернизация Закона КК № 8-2848.

Проблема: Лимит кредита, принимаемого для расчета социальной выплаты (1,5–3 млн руб.), критически устарел.

Рекомендация №1: Индексация максимального лимита для расчета субсидии.

Необходимо проиндексировать максимальную сумму кредита, принимаемую для расчета социальной выплаты, до уровня, близкого к текущему среднему чеку в регионе.

  • Обоснование: Средний размер ИЖК в КК составляет 3,88 млн рублей. Для обеспечения реальной доступности, предлагается установить лимит на уровне 4,0 млн рублей или привязать его к индексам стоимости квадратного метра (например, к среднему чеку за предыдущий год).
  • Механизм: Увеличение лимита позволит бюджетникам получать субсидию на бол��шую часть кредита, снижая их эффективную ставку и платежную нагрузку, что, в свою очередь, снизит риски для банков и улучшит их ПДН.

Разработка механизмов стимулирования жилищного строительства в опорных пунктах

Необходимо усилить регионально-экономический подход, используя целевое субсидирование как инструмент управления предложением, а не только спросом.

Рекомендация №2: Введение регионального субсидирования процентной ставки для застройщиков в опорных населенных пунктах.

Целевое стимулирование ИЖС и малоэтажного строительства в опорных населенных пунктах КК, определенных Постановлением № 235-п.

  • Механизм: Предоставление региональных субсидий застройщикам на компенсацию части процентных ставок по проектному финансированию (кредитам на строительство) при условии фиксации предельной стоимости квадратного метра для конечного потребителя (в рамках льготных программ).
  • Цель: Снизить себестоимость строительства в сельской местности и малых городах, что позволит сохранить привлекательность «Сельской ипотеки» (0,1–3%) и предотвратить инфляционный рост цен в этих локациях.

Использование региональных финансовых инструментов для снижения рисков

В условиях, когда федеральный бюджет сокращает массовое субсидирование, региональные власти должны искать пути привлечения внебюджетного капитала и создания финансовых гарантий.

Рекомендация №3: Создание регионального фонда гарантий (РФГ) для секьюритизации ипотечного портфеля.

  • Механизм: Региональный фонд (например, на базе Фонда жилищного строительства КК) может предоставлять гарантии (частичное поручительство) по ипотечным кредитам, выданным целевым категориям (бюджетникам, молодым семьям).

    Это позволит снизить требования банков к капиталу по этим кредитам (через уменьшение коэффициентов риска) и даст возможность банкам выпустить региональные Ипотечные Ценные Бумаги (ИЦБ), обеспеченные портфелем.

  • Эффект: Привлечение капитала с финансового рынка (пенсионные фонды, страховые компании) через ИЦБ позволит банкам рефинансировать портфель, снизить стоимость фондирования и, соответственно, предложить заемщикам Красноярского края более низкие процентные ставки по сравнению с рыночными, не прибегая к прямому бюджетному субсидированию. Это особенно актуально, учитывая, что средневзвешенная ставка в КК (9,96% в декабре 2024) остается высокой.

Заключение

Проведенный анализ рынка ипотечного жилищного кредитования в Красноярском крае за период 2020–2025 гг. подтвердил, что региональная динамика критически зависима от федеральной макроэкономической политики. Резкое падение объемов выдачи ИЖК (до 57% по спросу) и доминирование рынка новостроек (84% сделок) за счет узконаправленной «Семейной ипотеки» свидетельствуют о структурном кризисе и высокой ценовой уязвимости региона.

Исследование показало, что действующие региональные меры социальной поддержки, в частности, социальная ипотека для бюджетников по Закону № 8-2848, обладают низкой реальной эффективностью из-за критически устаревших лимитов (1,5–3 млн рублей), которые не соответствуют текущему среднему чеку (3,88 млн рублей).

Это ключевой нюанс, требующий немедленной корректировки, поскольку реальная помощь должна быть сопоставима с реальными ценами.

В то же время, выявлен значительный потенциал в стратегическом решении Правительства КК по повышению заработной платы бюджетникам, на которое выделено более 20 млрд рублей. Эта мера, создающая устойчивый прирост реальных доходов, является наиболее мощным региональным инструментом для улучшения Показателя Долговой Нагрузки (ПДН) заемщиков и нивелирования жесткости федеральных макропруденциальных лимитов (МПЛ).

Для достижения устойчивого развития рынка ИЖК в Красноярском крае и подтверждения практической значимости работы, разработаны конкретные, финансово-обоснованные рекомендации: индексация лимитов социальной ипотеки (до 4,0 млн руб.), целевое субсидирование застройщиков в опорных пунктах для контроля цен, а также использование региональных финансовых инструментов (РФГ и ИЦБ) для привлечения внебюджетного финансирования и снижения процентной нагрузки на заемщиков. Внедрение данных рекомендаций позволит региональным органам власти трансформировать рынок ИЖК из зависимого от федеральных льгот в сегмент, управляемый с учетом реального платежеспособного спроса и долгосрочных целей регионального развития.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95574 (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89528 (дата обращения: 08.10.2025).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (принят ГД ФС РФ 17.06.1997) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2010) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Федеральный закон №117-ФЗ от 20 августа 2004г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 №1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 N 753 (с изм. от 27.08.1999) «О Федеральной целевой программе «Свой дом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2002 N 302) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Инструкция «Об обязательных нормативах кредитных организаций» от 31 марта 2004 года N 112-И [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Постановление администрации Красноярского края от 13.01.2000 № 10-П (ред. от 20.04.2006) «О создании Красноярского краевого фонда жилищного строительства».
  14. Устав Красноярского краевого фонда жилищного строительства (в ред. Постановления администрации края от 01.03.2000 № 141-П).
  15. Заключение на проект закона Красноярского края «О краевом бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов» [Электронный ресурс]. URL: https://spkrk.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  16. Разумова И.А. Ипотечное кредитование: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 208 с. (Серия «Учебное пособие»).
  17. Симионова Ю.Ф. Жилищный кредит (ипотека): учебно-практическое пособие. Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2008. 240 с. (Серия «Безупречные документы»).
  18. Цыяииа Г.А. Ипотека: жилье в кредит. Москва: Финансы и статистика, 2008. С. 13.
  19. Ужегов А.П. Квартира в кредит: ипотечная сделка. Санкт-Петербург: Питер, 2007. С. 89-92.
  20. Доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае в 2007 году «О положении с обеспечением прав человека в Красноярском крае в 2007 году» [Электронный ресурс]. URL: http://www.upchkk.ru/library/proceedings/7 (дата обращения: 08.10.2025).
  21. Белоглазовой Г.Н. и др. Тенденции развития немецкой банковской системы и опыт для России. Санкт-Петербург: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002. С. 326.
  22. Боровой С.Я. Кредит и банки России. Москва: Госфппиздат, 1958. С. 180.
  23. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Москва: Высшая школа, 1994. Т. 1. С. 95.
  24. Кужижановский И.О. О ипотечном праве. Годичный торжественный акт в Императорском Санкт-Петербургском университете. Санкт-Петербург, 8.02.1885 г.
  25. Логинов М.П. К вопросу о бюджетной модели ипотеки в России // Деньги и кредит. 2003. № 12. С. 67-68.
  26. Мехряков В.Т. Развитие кредитных учреждении в России. Москва: Дека, 1996. С. 35-36.
  27. Публичные займы довоенной России // Вестник финансов. 1926. №6. С, 131.
  28. Рид Э. Коммерческие банки. Москва: Прогресс, 1983. С. 358.
  29. Савинской Н.А., Белоглазовой Г.Н. Банковский сектор России: от стабильности к эффективности. Т. 2. С. 55.
  30. Сербина К. Очерки из социально-экономической истории русского города. Москва-Ленинград, 1951. С. 28.
  31. Бахрушин С. Торговые крестьяне XVII в. // Научные труды. Москва, 1954. Т. 2. С. 130.
  32. Большая советская энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1976. Т. 24. Кн. I. С. 470.
  33. Большая советская энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1978. Т. 28. С. 182.
  34. Аналитический дайджест рынка недвижимости Красноярска: итоги 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://arevera.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  35. Выдача ипотеки в Красноярском крае снизилась на 25% в 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://dk.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  36. Домклик рассказал, как изменения в «Семейной ипотеке» повлияют на семьи с ребенком [Электронный ресурс]. URL: https://prmira.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  37. Ипотека. Итоги декабря 2024 года | Frank RG [Электронный ресурс]. URL: https://frankrg.com (дата обращения: 08.10.2025).
  38. Ипотечное кредитование | ЕИСЖС [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai (дата обращения: 08.10.2025).
  39. Какая средняя и медианная зарплата в Красноярском крае [Электронный ресурс]. URL: https://ngs24.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  40. Красноярскстат: средний красноярец зарабатывает 90 тыс. рублей [Электронный ресурс]. URL: https://dela.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  41. Льготная ипотека в Красноярске | Домклик [Электронный ресурс]. URL: https://domclick.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  42. Официальный сайт администрации города Красноярска [Электронный ресурс]. URL: http://www.admkrsk.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  43. Официальный сайт Красноярского краевого фонда жилищного строительства [Электронный ресурс]. URL: http://krasgilfond.ru/contact/ (дата обращения: 08.10.2025).
  44. Официальный сайт Федерального Агентства по Ипотечному Жилищному Кредитованию (АИЖК) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ahml.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  45. Семейная ипотека в 2025 году: условия, как получить кредит с господдержкой семье с детьми | Журнал Домклик [Электронный ресурс]. URL: https://domclick.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  46. Сельская ипотека в Красноярском крае: населенные пункты и условия [Электронный ресурс]. URL: https://selskaya-ipoteka.com (дата обращения: 08.10.2025).
  47. Социальная ипотека для бюджетников: условия по льготной ипотеке для бюджетников в 2025 году [Электронный ресурс]. URL: https://banki.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  48. Средняя зарплата в Красноярске в 2025 году: данные Росстата [Электронный ресурс]. URL: https://gogov.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  49. Средняя зарплата по региону Красноярский край [Электронный ресурс]. URL: https://Audit-it.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  50. СВЕДЕНИЯ О РЫНКЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  51. Условия социальной ипотеки для работников бюджетной сферы в 2025 году [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  52. Центробанк назвал регионы с высокими и низкими ставками по ипотеке. А что в крае? [Электронный ресурс]. URL: https://prmira.ru (дата обращения: 08.10.2025).