Инвестиционная деятельность в Российской Федерации (2022–2025 гг.): Структурная трансформация, ключевые риски и императивы технологического суверенитета

Дипломная работа

В августе 2025 года уровень годовой инфляции в Российской Федерации достиг 8,14%, что более чем вдвое превышает целевой показатель Банка России в 4,00%. Эта статистика является не просто макроэкономическим фактом, но и отправной точкой для понимания инвестиционного климата, поскольку борьба с инфляцией через ультражесткую денежно-кредитную политику (ДКП) стала ключевым фактором, определяющим стоимость и доступность капитала для инвесторов в 2024–2025 годах. В сущности, без понимания этого противоречия невозможно оценить реальную цену достигнутого роста инвестиций.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации переживает период глубокой структурной трансформации, вызванной геополитическим разворотом, санкционным давлением и императивом достижения технологического суверенитета. В условиях беспрецедентной экономической перестройки, оценка инвестиционного климата требует не только анализа количественной динамики, но и критического осмысления институциональных, финансовых и правовых рисков.

Данный аналитический обзор представляет собой методологическую основу для Выпускной Квалификационной Работы, направленной на изучение инвестиционных процессов в России в период 2022–2025 гг., сфокусированную на выявлении структурных дисбалансов и разработке обоснованных стратегических рекомендаций до 2030 года.

Теоретические основы и макроэкономический контекст инвестиционной деятельности в РФ

В условиях, когда внешние источники капитала оказались под ограничениями, а внутренняя экономика перестраивается под цели импортозамещения и технологического развития, актуальность исследования инвестиционных процессов приобретает критическое значение. Цель данного раздела — заложить прочную теоретическую базу и установить макроэкономические рамки, в которых функционирует российский инвестор.

Законодательное регулирование и классификация инвестиций

Академическое исследование инвестиционной деятельности всегда начинается с четкого определения объекта исследования. В Российской Федерации ключевым нормативным актом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Согласно положениям этого закона, инвестиции определяются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

16 стр., 7658 слов

Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: комплексный ...

... элементом государственной политики, не только обеспечивает экономическую безопасность Российской Федерации, но и способствует созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности, защищая внутренний рынок и стимулируя конкурентоспособность отечественных ...

Ключевым понятием для макроэкономической статистики является категория Капитальные вложения (или инвестиции в основной капитал — ИОК), которая включает затраты на:

  1. Новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.
  2. Приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря.
  3. Проектно-изыскательские работы и прочие затраты, куда включаются также значительные объемы инвестиций в объекты интеллектуальной собственности.

Именно динамика и структура капитальных вложений (ИОК) служат основным индикатором долгосрочного экономического развития и потенциала роста.

Макроэкономические условия как фактор сдерживания инвестиций

Ключевым детерминантом, влияющим на решения инвесторов в 2024–2025 годах, стала фискальная и денежно-кредитная политика государства. В то время как Правительство РФ стимулировало рост ВВП (который, по оценкам, составил 3,5–4% в 2024 году, преимущественно за счет государственных расходов и оборонного заказа), Банк России проводил политику «охлаждения» экономики.

Таблица 1. Динамика ключевых макроэкономических показателей РФ (2024–2025 гг.)

Показатель Конец 2024 г. (Факт) Пик 2025 г. (Факт) Сентябрь 2025 г. (Факт) Целевой показатель ЦБ
Ключевая ставка ЦБ РФ, % ~16,0% 21,0% (Апрель) 17,0% Определяется инфляцией
Годовая инфляция, % ~7,4% 8,14% (Август) 4,00%
Прогноз роста ВВП на 2025 г., % 1,4–2,5%

Ультражесткая ДКП, выраженная в поддержании ключевой ставки на крайне высоком уровне (достигшей пика в 21% в апреле 2025 года), была направлена на сдерживание инфляции (8,14% в августе 2025 года), что, в свою очередь, неизбежно привело к удорожанию долгосрочного финансирования.

Влияние высокой ключевой ставки на инвестиции:

  1. Повышение стоимости кредита: Высокая ставка ЦБ напрямую транслируется в высокие ставки по корпоративным кредитам. Для проектов с длительным сроком окупаемости (например, в инфраструктуре или тяжелой промышленности) привлечение долгосрочного заемного капитала становится экономически нецелесообразным, что вынуждает компании искать альтернативные пути финансирования.
  2. Эффект «перетягивания каната»: Доходность консервативных финансовых инструментов (депозитов, облигаций) становится привлекательнее, чем рискованные инвестиции в реальный сектор. Это приводит к оттоку капитала из производства в финансовый сектор, создавая дисбаланс.
  3. Замедление роста: Прогноз замедления роста ВВП на 2025 год до 1,4–2,5% является прямым следствием эффекта отложенного действия жесткой ДКП. Ожидаемое замедление экономической активности снижает уверенность инвесторов в будущих доходах, заставляя их откладывать или сокращать капитальные вложения.

Таким образом, макроэкономический контекст 2025 года характеризуется фундаментальным противоречием между необходимостью стимулирования структурных инвестиций и жестким антиинфляционным курсом, что создает значительные барьеры для инвестиционной активности. Если инвестор не видит предсказуемости в снижении ключевой ставки, он не начнет долгосрочный проект, а будет ждать более благоприятного момента.

Динамика и критический анализ структурных сдвигов инвестиций в основной капитал (ИОК)

Несмотря на внешние шоки, номинальный объем инвестиций в основной капитал (ИОК) в Российской Федерации продемонстрировал устойчивый рост в 2022–2024 годах, достигнув 39,53 триллиона рублей по итогам 2024 года. Однако за этими впечатляющими номинальными цифрами скрываются глубокие структурные дисбалансы, которые требуют критического анализа.

Сдвиг в источниках финансирования и рост зависимости от заемного капитала

Одним из наиболее тревожных структурных сдвигов является резкое изменение соотношения собственных и привлеченных средств в структуре финансирования ИОК. Традиционно российские предприятия предпочитали финансировать капитальные вложения за счет собственных средств (прибыль, амортизация), что обеспечивало высокую финансовую устойчивость проектов.

В период 2024–2025 годов эта тенденция кардинально изменилась, что напрямую связано с исчерпанием запаса прочности, ростом затрат на импортозамещение и удорожанием ключевых компонентов. Существенным ростом финансовой уязвимости российского бизнеса доказывается снижение доли собственных средств на 11,6 процентных пункта (п.п.) и пропорциональный рост доли привлеченных средств до почти 50%.

Таблица 2. Структура финансирования инвестиций в основной капитал, %

Источник финансирования Январь–Сентябрь 2023 г. Январь–Сентябрь 2024 г. Абсолютное изменение, п.п.
Собственные средства 62,1% 50,5% -11,6
Привлеченные средства (всего) 37,9% 49,5% +11,6
В том числе кредиты банков Н/Д 5,5%

Аналитический вывод:

Этот сдвиг означает, что предприятия вынуждены все чаще обращаться к внешнему финансированию (в том числе к кредитам банков, несмотря на высокую ключевую ставку) для поддержания инвестиционного цикла. Повышенная зависимость от заемного капитала в условиях высокой стоимости кредита (17% годовых и выше) создает риск неплатежеспособности или «долговой ловушки» для компаний, реализующих долгосрочные проекты. Данная ситуация ставит под вопрос устойчивость достигнутых темпов роста ИОК в долгосрочной перспективе, ведь высокая доля внешних заимствований при жесткой ДКП делает экономический рост крайне хрупким.

Отраслевая асимметрия и роль инвестиций в нематериальные активы

Структурные изменения затронули и распределение капитальных вложений по отраслям. Очевидно, что локомотивами роста ИОК являются отрасли, напрямую связанные с выполнением государственного заказа, импортозамещением и технологическим суверенитетом.

В видовой структуре ИОК за январь-сентябрь 2024 года наибольшие доли занимают традиционные статьи:

  • Вложения в здания (кроме жилых) и сооружения: 33,7%.
  • Машины, оборудование и транспортные средства: 30,3%.

Однако наиболее показательным индикатором структурной трансформации является доля прочих затрат, которая составила впечатляющие 36,0% от общего объема ИОК (100% - 33,7% - 30,3% = 36,0%).

Что же кроется за этой внушительной цифрой?

Инвестиции в объекты интеллектуальной собственности (ИС): «Скрытый» драйвер суверенитета

Значительная часть этих «прочих затрат» приходится на объекты интеллектуальной собственности (НИОКР, программное обеспечение, базы данных).

Рост этой статьи является прямым отражением курса на технологический суверенитет и импортозамещение, особенно в критически важных отраслях, таких как ИТ и машиностроение.

Отраслевые драйверы:

  • Машиностроение: Выпуск продукции вырос на 13,3% за январь–май 2025 года. Этот рост, вероятно, сопровождается масштабными инвестициями в новое оборудование, необходимое для производства отечественных аналогов.
  • Химический комплекс: Прирост в 3,5% за тот же период.

ИОК в эти отрасли демонстрируют опережающую динамику, тогда как вложения в такие сферы, как транспортировка и хранение, а также НИОКР (не связанные с прямым гособоронзаказом), могут показывать замедление, что свидетельствует об асимметрии развития. Асимметрия эта накладывает дополнительные риски на будущий, не связанный с госсектором рост. Стоит ли удивляться, что частный инвестор смещает акцент с традиционных сфер на проекты, гарантированные государственным участием?

Институциональная среда и ключевые риски для инвесторов в 2025 году

Инвестиционный климат определяется не только макроэкономическими параметрами, но и качеством институциональной среды — предсказуемостью правового поля, защитой прав собственности и стабильностью налогового режима. В 2025 году именно институциональные и правовые риски вышли на первый план.

Риски, связанные с защитой прав миноритарных акционеров (Правовой кейс-анализ)

В последние годы в российском правовом поле наметилась тенденция к изменению подходов к защите прав собственности, особенно в отношении активов, ранее приватизированных или принадлежавших иностранным собственникам. Для инвесторов, особенно миноритарных акционеров, это создает значительный прецедентный риск.

Кейс-анализ ключевых прецедентов (2023–2024 гг.):

  1. ЧЭМК (Челябинский электрометаллургический комбинат): Активы были изъяты по решению суда в пользу государства.
  2. АО «Метафракс Кемикалс» (дело № А50-18611/2023): Иск Генеральной прокуратуры об истребовании акций в собственность Российской Федерации.
  3. АО «Волжский оргсинтез» (дело № А12-18383/2023): Аналогичные действия по оспариванию сделок приватизации.

Эти прецеденты, которые вышли за рамки простого конфликта между собственниками и государством, создают ощущение правовой неопределенности. Инвесторы, вкладывающие средства в российские промышленные активы, вынуждены учитывать риск ревизии сделок прошлых лет или изъятия акций по судебным решениям.

Институциональный риск: Непредсказуемость правового поля и риск нарушения принципа незыблемости частной собственности являются мощным нефинансовым сдерживающим фактором для долгосрочных инвестиций, особенно в крупных промышленных проектах. Сохраняется также риск потенциального повышения налоговой нагрузки на бизнес для финансирования растущих государственных расходов. В этих условиях инвестор будет предпочитать краткосрочные вложения долгосрочным, требующим уверенности в завтрашнем дне.

Макроэкономические и операционные риски

Ключевым финансовым риском 2025 года, как отмечают эксперты, является риск «жесткой посадки» или «переохлаждения» экономики. Этот риск проистекает из:

  1. Высокой стоимости капитала: Длительное поддержание ключевой ставки на уровне 17% (и выше) может привести к нежелательному замедлению инвестиционного процесса в несырьевых секторах, не имеющих прямого государственного финансирования.
  2. Усиление санкционного давления: Хотя российская экономика продемонстрировала высокую адаптивность, сохраняется вероятность вторичных санкций и ограничений на торговлю с «дружественными» странами.

Критическим операционным риском является проблема дефицита рабочей силы. По данным главы ЦБ РФ, о нехватке персонала сообщают 75% предприятий, а для половины компаний это является главным сдерживающим фактором для расширения производства и, как следствие, для инвестиций. Нехватка квалифицированных кадров ограничивает возможность предприятий эффективно использовать новые капитальные вложения, снижая отдачу от инвестиций.

Роль государства: эффективность стимулирования и перспективы привлечения капитала

В условиях ограниченности внешних источников финансирования и роста внутренних рисков, роль государства как ключевого инвестора и регулятора становится определяющей. Государство активно использует преференциальные режимы и фискальные инструменты для направления инвестиций в приоритетные сектора.

Анализ эффективности преференциальных режимов

Особые экономические зоны (ОЭЗ) и Территории опережающего развития (ТОР) остаются основными инструментами прямого стимулирования.

Количественные показатели эффективности ОЭЗ (2024 г.):

  • Сводный показатель эффективности функционирования ОЭЗ: 90% (подтверждает высокую результативность режима).
  • Общий объем инвестиций резидентов ОЭЗ: Превысил 1,2 триллиона рублей.
  • Рост расходов на НИОКР: Вырос почти на 60% и превысил 35 миллиардов рублей, что свидетельствует о смещении фокуса резидентов в сторону инновационных и наукоемких проектов.

Инфраструктурное стимулирование

Государство также использует непрямые методы стимулирования, направленные на улучшение региональной инфраструктуры, что является критически важным фактором для привлечения частного капитала. Введен механизм списания двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам, при условии направления высвобожденных средств (порядка 200 млрд рублей ежегодно в период 2025–2028 гг.) на инвестиции и инфраструктурные проекты.

Например, Тульской области одобрено возмещение примерно 1,5 миллиарда рублей затрат на строительство инженерных сетей для реализации инвестпроектов резидентов ОЭЗ «Узловая». Эти меры имеют долгосрочный мультипликативный эффект, снижая капитальные затраты инвесторов на создание базовой инфраструктуры. Однако, насколько эти меры способны компенсировать риски, описанные в разделе Институциональная среда и ключевые риски, остается открытым вопросом.

Геополитический фактор и структура ПИИ

Уход западных инвесторов привел к резкому сокращению накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Общий объем ПИИ в экономике России сократился до $235 миллиардов к октябрю 2024 года, что является минимальным показателем за последние 15 лет.

В ответ на это государство активизировало работу со странами БРИКС и Глобального Юга.

Взаимодействие с «дружественными» странами:

  • Торговый оборот: Товарооборот Дальнего Востока с КНР за последние пять лет удвоился, достигнув 1,7 трлн рублей в 2024 году. В ТОР и СПВ с участием китайского капитала реализуется 65 проектов на 1 трлн рублей.
  • Отраслевое проникновение: Компании из стран БРИКС (например, Great Wall Motor, Sany) активно занимают ниши, освобожденные западными конкурентами, в автомобилестроении, строительстве и ТЭК (соглашение CNPC и «Газпрома» о газопроводе «Сила Сибири-2»).

Критическая оценка притока ПИИ

Несмотря на рост сотрудничества, приток ПИИ из «дружественных» стран не смог полностью компенсировать потери от «недружественных» юрисдикций. Более того, как показывает анализ, значительная часть зарегистрированного притока капитала из стран Ближнего Востока и Азии является не новым иностранным капиталом, а реинвестированием средств международных структур российского бизнеса.

Этот механизм — возврат российского капитала через дружественные юрисдикции — позволяет поддерживать статистику, но не решает проблему привлечения новых, глобальных технологий и компетенций, что является ключевым вызовом для технологического суверенитета.

Заключение, выводы и стратегические рекомендации до 2030 года

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации в период 2022–2025 гг. продемонстрировала высокую адаптивность к внешним ограничениям, поддерживая высокие темпы роста ИОК. Однако этот рост сопряжен с серьезными структурными и институциональными дисбалансами.

Ключевые выводы:

  1. Дисбаланс финансирования: Увеличение ИОК достигается ценой критического роста зависимости от заемного капитала (доля собственных средств снизилась до 50,5%), что делает инвестиционные проекты уязвимыми к высокой ключевой ставке и риску «жесткой посадки» экономики.
  2. Технологическая ориентация: Значительная доля ИОК (36,0%) направляется в «прочие затраты», включая объекты интеллектуальной собственности. Это подтверждает, что стратегическим приоритетом является достижение технологического суверенитета, в частности, через финансирование особо значимых ИТ-проектов по импортозамещению (выделено свыше 8 млрд рублей на 2025 год).
  3. Институциональная неопределенность: Рост прецедентов изъятия активов по судебным решениям (ЧЭМК, «Метафракс Кемикалс», «Волжский оргсинтез») создает значительные институциональные риски для миноритарных акционеров и подрывает доверие к правовой системе.
  4. Скрытый ПИИ: Приток инвестиций из «дружественных» юрисдикций во многом представляет собой реинвестирование российского капитала, а не новый иностранный приток, что ограничивает доступ к глобальным технологиям.
  5. Кадровый дефицит: Дефицит рабочей силы, на который жалуются 75% предприятий, является критическим операционным сдерживающим фактором.

Стратегические рекомендации до 2030 года:

Для обеспечения устойчивого экономического роста и достижения национальных целей, инвестиционная политика должна быть скорректирована по трем ключевым направлениям: Капитал, Институты и Кадры.

Направление Стратегическая рекомендация Ожидаемый эффект
Финансы и Капитал 1. Снижение стоимости долгосрочного финансирования: Необходимо постепенное и предсказуемое снижение ключевой ставки ЦБ РФ, либо внедрение более адресных механизмов субсидирования долгосрочного инвестиционного кредита (например, через фабрику проектного финансирования ВЭБ.РФ) для приоритетных отраслей (импортозамещение, инфраструктура). Снижение финансовой нагрузки на предприятия, повышение рентабельности долгосрочных ИОК.
Институты и Право 2. Повышение правовой предсказуемости: Принятие мер по защите прав миноритарных акционеров и установление четких, недвусмысленных правил по ревизии приватизационных сделок. Активная разъяснительная работа в отношении судебной практики по защите собственности. Снижение нефинансовых рисков, восстановление доверия частных инвесторов.
Технологии и Кадры 3. Инвестиции в человеческий капитал и НИОКР: Увеличение бюджетного финансирования прикладных НИОКР и программ переподготовки кадров, направленных на преодоление дефицита рабочей силы. Приоритетное финансирование ИТ-проектов, обеспечивающих технологический суверенитет в критических отраслях. Преодоление дефицита квалифицированных кадров и повышение эффективности инвестиций в нематериальные активы.

Список использованной литературы

  1. Алексеев А.В., Кузнецова Н.Н. Современные инвестиционные приоритеты в российской промышленности // ЭКО. 2009. №4. С. 2-19.
  2. Амосова В.В. [и др.] Экономическая теория. М.: Эксмо, 2008. 698 с.
  3. Бирюков Д.В. Эффективность инвестиционных вложений эффективность инвестиций на макроэкономическом и региональном уровнях // Креативная экономика. 2010. №2. С. 4-10.
  4. Борисова И., Замараев Б., Ключевская А., Назаров А., Суханов Е. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление // Вопросы экономики. 2010. №3. С. 14-21.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Велби, 2008. 256 с.
  6. Булатов А. Капиталообразование в России // Вопросы экономики. 2005. №9. С. 7.
  7. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. 2005. №11. С. 74-84.
  8. Бусыгин Ю.Н. Финансирование и кредитование инвестиций: учебно-метод. комплекс. Минск: Изд-во МИУ, 2006. 184 с.
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации: по сост. на 09.02.2009 г. М.: ЭКСМО, 2009. 320 с.
  10. Васильев А. Инвестиции и кризис от 27 апреля 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  11. Васильев Ю.В. Бюджет учитывает все национальные цели до 2030 года // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya-i-ekspertnye-mneniya/novosti/vasilev-yu-v-byudzhet-uchityvaet-vse-natsionalnye-tseli-do-2030-goda/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  12. Вахрин В.И. Инвестиции: учебник. М.: Дашков и Ко, 2002. 384 с.
  13. Венчурные и прямые инвестиции: как оценивается бизнес в условиях кризиса. [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  14. Дашков, К.В. Инвестиции: Системный анализ и управление: учебник. М.: Дашко и Ко, 2007. 288 с.
  15. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2004. 448 с.
  16. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печникова А.В. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. 625 с.
  17. Завьялова Т.А. Чтобы в лидеры пробиться, надо сильно потрудиться // Креативная экономика. 2010. №2. С. 42-48.
  18. Заика И., Крюков А. Национальная экономика и инвестиции // Экономист. 2003. №7. С. 21-26.
  19. Из общего объема инвестиций в основной капитал – инвестиции из-за рубежа [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  20. Илюхина Е. Иностранные инвестиции. 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  21. Инвестиции в основной капитал по итогам 2022 года в РФ. URL: https://id-marketing.ru/marketing_news/investicii-v-osnovnoj-kapital-po-itogam-2022-goda-v-rf/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  22. Инвестиции в основной капитал в РФ в I квартале выросли на 8,7%. URL: https://nangs.org/analytics/investitsii-v-osnovnoy-kapital-v-rf-v-i-kvartale-vyrosli-na-8-7. (Дата обращения: 09.10.2025).
  23. Инвестиции в основной капитал в России в 2024 году выросли на 7,4% // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/948792. (Дата обращения: 09.10.2025).
  24. Инвестиции в основной капитал Республики Татарстан. URL: https://tatar.ru/news/investitsii-v-osnovnoy-kapital-respubliki-tatarstan/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  25. Инвестиции в основной капитал. [Электронный ресурс]. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/IOK_2024.pdf. (Дата обращения: 09.10.2025).
  26. Инвестиции в основной капитал. [Электронный ресурс]. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/IOK_2024-09.pdf. (Дата обращения: 09.10.2025).
  27. Инвестиции в России. Росстат, 2009. 328 с.
  28. Инвестиции в России. [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  29. Инвестиционное сотрудничество российского ТЭКа // ЦДУ ТЭК. 2024. Сентябрь. URL: https://cdu.ru/tek_russia/analytics/2024/09/investicionnoye-sotrudnichestvo-rossiyskogo-teka/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  30. Инфляция и ключевая ставка Банка России. URL: https://cbr.ru/hd_base/infl_ks/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  31. Казанцев С.В. 2008 иностранные инвестиции в экономике России // ЭКО. 2009. № 8. С. 14-26.
  32. Ключевая ставка Банка России. Перспективы снижения в 2025 году // Фонд Росконгресс. URL: https://roscongress.org/materials/klyuchevaya-stavka-banka-rossii-perspektivy-snizheniya-v-2025-godu/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  33. Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня. URL: https://domclick.ru/bank/key_rate. (Дата обращения: 09.10.2025).
  34. Ключевая ставка ЦБ РФ: последние новости на сегодня // Журнал Домклик. URL: https://domclick.ru/bank/key_rate/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  35. Ключевая ставка ЦБ: что это и как изменится в 2025 году // СберБизнес Live. URL: https://sberbusiness.live/articles/klyuchevaya-stavka-tsb-chto-eto-i-kak-izmenitsya-v-2025-godu. (Дата обращения: 09.10.2025).
  36. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. М.: Проспект, 2008. 448 с.
  37. Корчагин Ю.А., Богомолова И.П., Логунов В.Н. Современная экономика России: библиогр. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 670 с.
  38. Коршунова Н.С. Инвестиционные компании в России // Креативная экономика. 2010. №2. С. 11-17.
  39. Курс экономической теории: Учебное пособие / под ред. А.В. Сидорович. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2001. 832 с.
  40. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник. М.: Эксмо, 2008. 768 с.
  41. Мельникова Н. Иностранные инвестиции в экономике России // Экономист. 2003. №4. С. 39-44.
  42. Минэкономразвития: резиденты ОЭЗ практически удвоили инвестиции в 2024 году. URL: https://xn--14-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/news/minekonomrazvitiya-rezidenty-oez-prakticheski-udvoili-investitsii-v-2024-godu/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  43. Минасов О.Ю. Отраслевая привлекательность российских компаний // Дайджест Финансы. 2001. №8. С. 30-43.
  44. Минасов О.Ю. Управление рыночной стоимостью акций // Дайджест Финансы. 2001. №10. С. 7-12.
  45. Миркин Я.М. Сверконцентрация рыночного риска // Рынок ценных бумаг. 2001. №2. С. 4-7.
  46. Мырынюк А. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России // Еженедельная газета «Стройка». 2001. №16.
  47. Названы главные риски для экономики России в 2025 году // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/risks/2025/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  48. Нешитой А.С. Инвестиции: учебник. М.: Дашков и Ко, 2009. 372 с.
  49. Новое в российском законодательстве (ежедневно).

    Выпуск за 8 октября 2025 года. URL: https://www.consultant.ru/law/review/fed/2025/10/08.html. (Дата обращения: 09.10.2025).

  50. О текущей ситуации в экономике и основных задачах социально-экономического развития Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/216503/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  51. ОЭЗ пошли на мировую. URL: https://akitrf.ru/news/oez-poshli-na-mirovuyu/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  52. Подшиваленко Г.П. Инвестиции: учебник. М.: КноРус, 2009. 496 с.
  53. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. №214. С. 2-15.
  54. Пять рисков на финансовом рынке в 2025 году // Ведомости. 2024. 27 декабря. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2024/12/27/1013444-pyat-riskov-na-finansovom-rinke-v-2025-godu. (Дата обращения: 09.10.2025).
  55. Райсберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: Инфра-М, 2008. 382 с.
  56. Розанова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. 2000. №4. С. 30-45.
  57. Российская экономика: тенденции и переспективы. Сентябрь, 2003. М.: ИЭПП, 2003.
  58. Рябцев В. Инвестиционные риски, связанные с криминогенной обстановкой в стране. [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  59. Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года. URL: http://government.ru/docs/49767/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  60. С какими рисками столкнется экономика России в 2025 году // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/finansy/545701-s-kakimi-riskami-stolknetsa-ekonomika-rossii-v-2025-godu. (Дата обращения: 09.10.2025).
  61. Суслов В.И. Сценарии экономического развития: инновационные аспекты // ЭКО. 2010. №2. С. 2-4.
  62. Топ рисков для инвесторов. Чего опасаться в 2025 году? [Видеозапись] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IF_Sales_bot. (Дата обращения: 09.10.2025).
  63. Федеральный закон от 9 июля 1999 №160-ФЗ (ред. от 29 апреля 2008 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  64. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ (ред. от 24.07.2007 №215-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9017260.
  65. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства РФ. 2008. №18. Ст. 1940.
  66. Федорова А. Страхование инвестиционных рисков: состояние и перспективы. [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  67. Формирование показателя Инвестиции в основной капитал. [Электронный ресурс]. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Formirovanie_pokazatelia_IOK.pdf. (Дата обращения: 09.10.2025).
  68. Фурсенко А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков. [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  69. Чиненов М.В. Инвестиции: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007. 248 с.
  70. Шуклов Л.В. Оценка социально-значимых инвестиционных проектов // Креативная экономика. 2010. №2. С. 64-68.
  71. Яковлев А. Кто планирует инвестиции несмотря на кризис и что им мешает? // Вопросы экономики. 2009. №12. С. 12-18.
  72. Янковский К.П. Инвестиции: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
  73. Ясин Е.Г. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства // Курс экономической теории. 2001. [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/investitsionnaya-deyatelnost-rf/.
  74. «Дружественные страны» не спешат инвестировать в Россию // Exclusive.kz. URL: https://exclusive.kz/druzhestvennye-strany-ne-speshat-investirovat-v-rossiyu/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  75. «Дружественные» страны отказались инвестировать в Россию // Русская служба The Moscow Times. 2025. 7 февраля. URL: https://www.moscowtimes.ru/2025/02/07/druzhestvennie-strani-otkazalis-investirovat-v-rossiyu-a80197. (Дата обращения: 09.10.2025).
  76. Бизнес из дружественных стран и БРИКС: кто приходит в Россию // pravo.ru. URL: https://pravo.ru/story/257371/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  77. Гранты на импортозамещение ПО: новые приоритеты и требования // Gosrf.ru. URL: https://gosrf.ru/news/49339/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  78. Инвестиции в основной капитал по территории. URL: https://www.stat.gov.kg/ru/opendata/category/740/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  79. Статья 1. Основные понятия // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22464/348232973167b57b11d94f27f00d832e0e561664/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  80. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-prioritety-regionalnoy-politiki-importozamescheniya/viewer. (Дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...