Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений граждан РФ (2023-2025): комплексный анализ правовых основ, макроэкономических рисков и эффективности Программы Долгосрочных Сбережений

Дипломная работа

Введение: Актуальность проблемы и методология исследования

К концу 2024 года коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) в Российской Федерации снизился до критической отметки в 29%. Этот показатель, являющийся ключевым индикатором адекватности пенсионного обеспечения, оказался существенно ниже рекомендованного Международной организацией труда (МОТ) минимума в 40%. Столь резкое падение финансовой обеспеченности пожилых граждан, на фоне опережающего роста заработных плат (около 17,5% в 2024 году против индексации пенсий в 7,5%), делает вопрос о формировании личных пенсионных накоплений с помощью государственной поддержки не просто актуальным, а жизненно необходимым для обеспечения социальной стабильности в стране.

Текущий период (2023–2025 гг.) ознаменован кардинальной перестройкой российской пенсионной системы. Институциональная реформа, выразившаяся в создании Социального Фонда России (СФР) путем слияния ПФР и ФСС с 1 января 2023 года, совпала с запуском новой системы добровольных накоплений — Программы Долгосрочных Сбережений (ПДС) с 2024 года. Эти изменения требуют глубокого теоретико-правового и экономико-статистического анализа, позволяющего оценить их долгосрочные последствия.

Цель исследования — провести комплексный анализ текущего состояния, правовых основ и эффективности механизмов государственной поддержки формирования пенсионных накоплений граждан в РФ, включая оценку Программы Долгосрочных Сбережений на фоне структурных и макроэкономических рисков системы обязательного пенсионного страхования (ОПС).

Задачи исследования:

  1. Определить правовую и институциональную структуру системы после создания СФР и проанализировать изменения в механизмах выплат из ОПС.
  2. Раскрыть экономическую сущность и детализировать механизмы государственной поддержки в рамках ПДС.
  3. Провести критический анализ макроэкономических показателей (коэффициент замещения, дефицит бюджета СФР), определяющих финансовую устойчивость системы.
  4. Оценить инвестиционную эффективность негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) и проанализировать практические результаты работы СФР по выплатам из накоплений.
  5. Разработать обоснованные предложения по совершенствованию законодательства и административных процедур для повышения эффективности государственной поддержки.

Методология исследования основана на системном подходе к анализу нормативно-правовой базы (Федеральные законы 2023–2025 гг.), применении экономико-статистического анализа данных СФР, Банка России и Росстата, а также использовании метода сравнительного и факторного анализа для оценки эффективности накопительной составляющей.

7 стр., 3067 слов

Государственный кредит в финансовой системе Российской Федерации: ...

... напрямую зависит от эффективности системы государственного кредита и политики управления государственным долгом. Целью работы является комплексный академический анализ экономического содержания, форм, функций ... и на среднесрочную перспективу. Методологическая основа исследования базируется на принципах системного и институционального анализа. Применяется синтез фундаментальных экономических теорий ( ...

Правовые и Организационные Основы Накопительной Составляющей Пенсионной Системы РФ

Институциональная реформа: Создание Социального Фонда России (СФР)

С 1 января 2023 года в Российской Федерации произошла одна из крупнейших институциональных реформ в социальной сфере — создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального Фонда России, СФР).

Этот шаг, ставший результатом объединения Пенсионного фонда РФ (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС), имел целью оптимизировать административные процессы, снизить операционные расходы и обеспечить комплексный подход к предоставлению мер социальной поддержки.

Ключевые функции СФР в контексте пенсионных накоплений:

  1. Учет и администрирование: СФР продолжает выполнять функции по ведению индивидуальных лицевых счетов граждан, администрированию страховых взносов, а также учету средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, ВЭБ.РФ).
  2. Реализация выплат: Фонд осуществляет назначение и выплату страховых и накопительных пенсий, а также иных выплат, связанных с пенсионным обеспечением.
  3. Взаимодействие с НПФ: СФР обеспечивает информационное взаимодействие с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), контролируя переводы средств из ОПС в НПФ и обратно (в рамках «пенсионного туризма»).

Институциональная реформа заложила основу для более четкого разграничения между обязательным (распределительным) и добровольным (накопительным) сегментами, при этом СФР выступает как консолидированный государственный оператор, обеспечивающий реализацию гарантированных государством обязательств.

Актуальные изменения в механизме выплат из обязательного пенсионного страхования

Структурные изменения сопровождались важными поправками в законодательстве, регулирующем выплату пенсионных накоплений (ПН), сформированных в рамках ОПС. Эти изменения напрямую влияют на то, какую часть накоплений и в каком виде получит гражданин, достигший пенсионного возраста, что и является предметом пристального внимания.

1. Изменение критерия для единовременной выплаты:

С 1 июля 2024 года вступил в силу новый порядок расчета выплат. Ранее единовременная выплата назначалась, если размер накопительной пенсии составлял 5% и менее от общей суммы накопительной и страховой пенсии. Новый критерий, установленный Федеральным законом, значительно ужесточил условия:

6 стр., 2985 слов

Комплексный правовой и финансово-экономический анализ системы ...

... размер страховой пенсии по старости. ИПК — сумма всех индивидуальных пенсионных коэффициентов, накопленных гражданином за трудовую деятельность. СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) на дату назначения пенсии. ФВ — фиксированная выплата ... взносы НПФ Накопительный Социальный Фонд России (СФР): Правовой статус, функции и финансовая устойчивость С 1 января 2023 года пенсионная система ...

  • Новый критерий: Единовременная выплата назначается, если расчетный размер накопительной пенсии составляет 10% и менее от величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) по России.

Это изменение, на первый взгляд, выглядит как расширение доступа к единовременной выплате, но оно, напротив, является прямым индикатором и признанием низкого уровня сформированных накоплений у подавляющего большинства граждан. Фактически, если накопленные средства не позволяют обеспечить ежемесячную прибавку, превышающую 10% от скромного ПМП, они выплачиваются разово, что позволяет фондам снизить административную нагрузку на ежемесячные микровыплаты.

2. Увеличение ожидаемого периода выплаты:

Еще одним ключевым параметром, определяющим размер ежемесячной накопительной пенсии, является ожидаемый период выплаты (ОПВ).

Этот период ежегодно устанавливается Правительством РФ на основании актуарных расчетов и отражает среднее количество месяцев, в течение которых пенсионер, достигший возраста назначения накопительной пенсии, будет ее получать.

  • В 2024 году ОПВ составлял 264 месяца.
  • С 1 января 2025 года, согласно Федеральному закону от 23 ноября 2024 года N 398-ФЗ, ОПВ установлен в размере 270 месяцев.

Увеличение ОПВ ведет к снижению размера ежемесячной накопительной пенсии по формуле:

НП = ПН / Т

Где:

НП — размер накопительной пенсии.

ПН — сумма пенсионных накоплений.

Т — ожидаемый период выплаты (270 месяцев в 2025 г.).

Увеличение знаменателя (Т) при неизменном числителе (ПН) неизбежно снижает ежемесячный размер выплаты, что, в свою очередь, увеличивает вероятность попадания граждан под критерий единовременной выплаты (10% ПМП).

Это наглядно демонстрирует, что ужесточение актуарных параметров неизбежно снижает ценность накоплений в рамках ОПС.

Экономическая Сущность и Механизмы Программы Долгосрочных Сбережений как Ключевой Формы Государственной Поддержки

Осознавая неспособность обязательной (распределительной) системы обеспечить адекватный коэффициент замещения, государство сфокусировалось на создании мощных стимулов для формирования добровольных накоплений. С 1 января 2024 года в России запущена Программа Долгосрочных Сбережений (ПДС), ставшая заменой ранее действовавшей программы софинансирования.

Структура и правовое регулирование Программы Долгосрочных Сбережений

ПДС представляет собой новую форму негосударственного пенсионного обеспечения, основанную на трех ключевых принципах: добровольности, гарантированности и государственном стимулировании. Операторами программы выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые заключают с гражданами договоры долгосрочных сбережений.

Формирование средств в ПДС:

  1. Личные взносы: Регулярные или разовые взносы граждан.
  2. Взносы работодателя: Возможность внесения средств работодателем в пользу сотрудника.
  3. Трансферт ПН: Право граждан перевести ранее сформированные пенсионные накопления (из ОПС) в ПДС, тем самым выводя их из-под системы ОПС в гарантированную и стимулируемую государством добровольную систему.
  4. Инвестиционный доход: Доход, полученный НПФ от управления средствами.
  5. Государственное софинансирование: Ежегодная поддержка от федерального бюджета.

Налоговый стимул:

Для повышения привлекательности ПДС государство предоставляет участникам право на социальный налоговый вычет. Гражданин может получить ежегодный налоговый вычет (возврат уплаченного НДФЛ) в размере 13% от суммы внесенных взносов, но не более чем с 400 000 рублей.
Следовательно, максимальный ежегодный налоговый вычет составляет:
$$
\text{Макс. вычет} = 400 000 \text{ руб.} \times 13\% = 52 000 \text{ руб.}
$$
Это является мощным финансовым стимулом для граждан с высоким уровнем дохода.

Детализированный анализ механизмов государственного софинансирования

Центральным механизмом государственной поддержки в ПДС является софинансирование личных взносов граждан, ограниченное суммой до 36 000 рублей в год. Уникальность программы заключается в применении дифференцированной шкалы коэффициентов софинансирования, привязанной к среднемесячному доходу участника.

Уровень среднемесячного дохода участника Коэффициент софинансирования (Государство : Гражданин) Минимальный годовой взнос гражданина для получения максимума (36 000 руб.)
До 80 000 руб. 1:1 36 000 руб.
От 80 000 до 150 000 руб. 1:2 72 000 руб.
Свыше 150 000 руб. 1:4 144 000 руб.

Анализ дифференцированного подхода:

  1. Поддержка низко- и среднедоходных групп (1:1): Граждане с доходом до 80 000 руб. в месяц получают максимальное софинансирование. Вложив 36 000 рублей в год, они получают еще 36 000 рублей от государства, что обеспечивает мгновенную доходность в 100% (без учета инвестиционного дохода НПФ и налогового вычета).

    Этот механизм направлен на стимулирование наименее обеспеченных слоев, предоставляя им значительный стартовый капитал.

  2. Стимулирование высокодоходных групп (1:4): Граждане с доходом свыше 150 000 руб. должны вложить 144 000 рублей для получения тех же 36 000 рублей софинансирования. Для этой группы основной стимул сосредоточен не столько в софинансировании, сколько в возможности получить налоговый вычет (до 52 000 руб. в год) и в высокой гарантированности средств.

Государственная гарантия:

Средства ПДС застрахованы государством через Агентство по страхованию вкладов (АСВ) на сумму до 2,8 млн рублей. Эта сумма значительно превышает стандартный лимит страхования банковских вкладов (1,4 млн руб.), подчеркивая приоритет государства в защите долгосрочных сбережений. Разве не является это важнейшим сигналом для граждан, что их вложения в ПДС защищены на уровне, превышающем обычные банковские риски?

Критический Анализ Финансовой Устойчивости и Макроэкономических Рисков Пенсионной Системы РФ

Государственная поддержка добровольных накоплений (ПДС) выступает как попытка компенсировать системные недостатки обязательной пенсионной системы (ОПС), финансовая устойчивость которой подвержена значительным макроэкономическим рискам.

Проблема коэффициента замещения и индексационного разрыва

Коэффициент замещения — это критически важный индикатор, отражающий, насколько пенсия позволяет пенсионеру поддерживать уровень жизни, близкий к тому, который он имел в трудоспособном возрасте.

Как было отмечено, к концу 2024 года коэффициент замещения в РФ снизился до 29%. Это свидетельствует о том, что уровень жизни большинства пенсионеров обеспечивается лишь на треть от их среднего трудового дохода. Причины этого кроются в существенном дисбалансе между темпами роста заработной платы и индексацией пенсий.

Динамика разрыва в 2024 году:

  • Рост средней заработной платы (номинальный): Около 17,5%. Средняя зарплата выросла с 74 854 руб. в 2023 году до 87 952 руб. в 2024 году.
  • Индексация страховых пенсий (для неработающих пенсионеров): Составила всего 7,5% с января 2024 года.

Подобный разрыв (17,5% против 7,5%) обусловливает быстрое снижение относительного уровня пенсионного обеспечения. Это создает острую актуарную и социальную проблему: распределительная система не справляется с задачей обеспечения адекватного дохода, что требует от государства стимулировать граждан к формированию личного «второго этажа» пенсионного капитала через ПДС.

Бюджетная зависимость и дефицит СФР

Финансовое положение Социального Фонда России является ключевым фактором, определяющим долгосрочную устойчивость всей системы социального обеспечения. Анализ бюджета СФР на 2025 год показывает критически высокую зависимость обязательной пенсионной системы от прямого субсидирования из федерального бюджета.

Сводный бюджет СФР на 2025 год (трлн руб.):

Показатель Сумма (трлн руб.)
Доходы (Общие) 16,623
Расходы (Общие) 16,993
Прогнозируемый дефицит 0,3695
Межбюджетные трансферты (субсидии из ФБ) 4,022

Аналитический вывод:

Несмотря на значительный объем доходов, формируемых за счет страховых взносов, СФР прогнозирует дефицит в размере 369,5 миллиарда рублей. Этот дефицит, наряду с необходимостью исполнения социальных обязательств, покрывается за счет межбюджетных трансфертов, объем которых в 2025 году достигнет 4,022 триллиона рублей.

Такая высокая доля бюджетного субсидирования (более 24% от общих расходов СФР) указывает на две системные проблемы:

  1. Демографическая нагрузка: Система ОПС, основанная на принципе солидарности поколений, испытывает чрезмерную нагрузку из-за старения населения и неадекватности действующих тарифов страховых взносов.
  2. Макроэкономический риск: Любые потрясения в федеральном бюджете (например, снижение нефтегазовых доходов или рост военных расходов) напрямую угрожают стабильности пенсионных выплат, поскольку система не является самодостаточной.

В этом контексте, государственное софинансирование ПДС (хотя и требующее 50 млрд рублей из бюджета в 2025 г.) представляет собой стратегическую инвестицию в снижение будущей нагрузки на распределительную систему, перенося часть ответственности за пенсионное обеспечение на самих граждан при условии предоставления им гарантированных стимулов.

Инвестиционная Эффективность и Практические Результаты Государственной Поддержки

Эффективность любой накопительной системы определяется двумя факторами: доходностью инвестирования и доступностью/адекватностью выплат.

Доходность НПФ и регулирование инвестиционной деятельности

Успех добровольных накоплений (как в ОПС, так и в ПДС) напрямую зависит от способности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) обеспечить доходность, которая опережает инфляцию.

По итогам 2024 года наблюдалась следующая динамика доходности:

  • Средневзвешенная доходность ПН (ОПС): 6,5% (медианная — 10,1%).
  • Медианная доходность ПР (ПДС и добровольные резервы): 10,3%.

В 2023–2024 годах доходность большинства НПФ превысила уровень инфляции, которая в 2023 году составила 7,4% и продолжала демонстрировать высокую динамику в 2024 году. Положительная динамика была достигнута благодаря активному росту фондового рынка и высокой доходности по корпоративным и государственным облигациям (ОФЗ).

Роль государственного регулирования:

Банк России осуществляет жесткий надзор за инвестиционной деятельностью НПФ. Государственное регулирование, закрепленное, в частности, в Положении Банка России от 01.03.2017 N 580-П, направлено на минимизацию рисков:

  • Инвестирование средств разрешено только в высоконадежные инструменты (ОФЗ, акции высшего котировального списка).
  • Установлено строгое ограничение на высокорисковые активы (акции, не включенные в высший список, низколиквидные инструменты): их совокупная стоимость не может превышать 10% стоимости инвестиционного портфеля на момент совершения сделки.

Это регулирование обеспечивает сохранность капитала, но может ограничивать потенциальную сверхдоходность. В условиях ПДС, где накопления застрахованы на 2,8 млн рублей, консервативный подход НПФ является оправданным.

Кейс-стади: Анализ практической эффективности накопительной составляющей ОПС

Наиболее ярким практическим свидетельством неадекватности сформированных пенсионных накоплений (ПН) является статистика выплат СФР после изменения критерия с 1 июля 2024 года.

Напомним, что новый критерий (10% от ПМП) был введен для того, чтобы граждане, чьи накопления минимальны, могли получить их единовременно. Анализ региональных отчетов СФР подтверждает, что подавляющее большинство граждан обладают именно такими минимальными накоплениями.

Практические результаты выплат из ПН в 2024 году (по новому критерию):

Регион (Отделение СФР) Общее число выплат из ПН Единовременные выплаты (абс.) Доля единовременных выплат (%)
Кировская область 5358 4568 ~85%
Магаданская область 636 Большинство (оценка: >80%) >80%

Вывод из кейс-стади:

Тот факт, что в регионах 80–85% всех назначенных выплат из пенсионных накоплений были осуществлены единовременно, демонстрирует критически низкий уровень сформированного капитала у граждан. Это означает, что для подавляющего большинства накопительная составляющая ОПС не выполняет свою функцию по обеспечению ежемесячной прибавки к пенсии, а превращается в разовую социальную помощь. И что из этого следует? А следует из этого то, что граждане фактически не накопили достаточно средств, чтобы получать значимую ежемесячную надбавку к страховой пенсии.

Этот вывод является наиболее сильным аргументом в пользу необходимости активного стимулирования добровольного накопления через ПДС, поскольку граждане не могут рассчитывать на адекватное финансовое обеспечение только за счет обязательной системы.

Проблемы, Риски и Предложения по Совершенствованию Системы

Актуарная необоснованность и стратегические вызовы

Глубинный анализ показывает, что большинство проблем российской пенсионной системы носит не столько административный, сколько актуарный и макроэкономический характер.

1. Актуарная необоснованность тарифа: Текущий тариф страховых взносов, установленный для финансирования ОПС, актуарно не соответствует реальной демографической нагрузке и обещанному уровню замещения. Устанавливая низкий коэффициент замещения (29%) и требуя ежегодного бюджетного субсидирования в размере 4 трлн руб., система признает свою неспособность финансировать текущие обязательства без помощи федерального бюджета.

2. Пенсионная система как макроэкономический фактор: Научно-экспертный анализ подчеркивает, что пенсионная система должна рассматриваться не только как социальная функция, но и как важнейший макроэкономический фактор долгосрочного социально-экономического развития. Накопительная составляющая (ПДС) способна генерировать «длинные деньги» для инвестирования в национальную экономику, снижая зависимость от внешнего финансирования. Однако для этого необходима стабильность и доверие к программе.

Ключевые риски ПДС:

  • Инфляционный риск: Высокая доходность НПФ в 2024 году (10,3%) едва опережала инфляцию. Если инфляция ускорится, реальная доходность может стать отрицательной, подрывая доверие граждан к долгосрочным вложениям.
  • Риск «пенсионного туризма»: Необходимость обеспечения сохранности накоплений и предотвращение недобросовестных переводов средств между НПФ остается актуальной, несмотря на ужесточение законодательства.

Практические рекомендации по повышению эффективности ПДС и прозрачности СФР

На основе проведенного анализа предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию системы государственной поддержки:

1. Корректировка коэффициентов софинансирования для среднего класса:

Текущая шкала софинансирования (1:2 для дохода 80–150 тыс. руб.) требует вложения 72 000 рублей для получения 36 000 рублей поддержки. Рекомендуется повысить коэффициент софинансирования для данной группы (например, до 1:1,5), поскольку именно средний класс обладает наибольшим потенциалом для добровольных накоплений и при этом является наиболее чувствительным к финансовым стимулам.

2. Усиление прозрачности инвестирования в ПДС:

Для повышения доверия граждан к НПФ необходимо обязать Фонды предоставлять не только годовую доходность, но и детальный анализ структуры инвестиционного портфеля в упрощенной, понятной форме. Важно четко отделить инвестирование средств ПДС от «старых» накоплений ОПС.

3. Интеграция ПДС в систему обязательного информирования СФР:

СФР должен проактивно использовать свою обширную базу данных для информирования граждан о потенциале ПДС. Рекомендуется включить в ежегодные выписки (аналогично извещениям о состоянии ИЛС) персонифицированный расчет потенциального софинансирования, которое гражданин может получить, вступив в ПДС.

4. Использование ПДС для привлечения «длинных денег»:

Необходимо создать дополнительные законодательные стимулы для НПФ, чтобы они направляли часть средств ПДС на финансирование долгосрочных инфраструктурных проектов, имеющих государственное значение (например, через специализированные инфраструктурные облигации), при условии сохранения высокого уровня надежности и гарантий. Накопления граждан, таким образом, становятся инструментом экономического развития.

Заключение

Проведенный комплексный анализ подтверждает, что система государственной поддержки формирования пенсионных накоплений граждан в Российской Федерации находится в фазе активной трансформации. Создание Социального Фонда России (СФР) и запуск Программы Долгосрочных Сбережений (ПДС) являются стратегически необходимыми шагами, направленными на компенсацию структурной слабости распределительной пенсионной системы.

Ключевые выводы исследования:

  1. Необходимость добровольных накоплений доказана макроэкономикой: Критическое снижение коэффициента замещения (до 29% к концу 2024 г.) и значительный индексационный разрыв (7,5% против 17,5% роста ЗП в 2024 г.) делают систему ОПС неспособной обеспечить адекватный доход.
  2. Высокая бюджетная зависимость: Бюджет СФР на 2025 год с дефицитом в 369,5 млрд руб. и трансфертами в 4,022 трлн руб. подтверждает актуарную неустойчивость обязательной системы.
  3. ПДС как ключевой инструмент поддержки: Программа Долгосрочных Сбережений, с ее дифференцированным софинансированием (до 36 000 руб. в год) и повышенной страховкой (2,8 млн руб.), является эффективным и необходимым механизмом стимулирования граждан к формированию личного капитала.
  4. Низкий уровень накоплений в ОПС: Региональная статистика СФР, показывающая до 85% единовременных выплат (по критерию 10% ПМП), является прямым эмпирическим доказательством недостаточности накоплений, сформированных в рамках ОПС.

Таким образом, государственная поддержка через ПДС является не дополнительной, а критически важной мерой для обеспечения финансовой безопасности граждан в долгосрочной перспективе. Дальнейшее совершенствование системы требует акцента на стимулировании среднего класса, повышении инвестиционной прозрачности и интеграции пенсионной системы в общую макроэкономическую стратегию развития страны, чтобы обеспечить реальную финансовую независимость будущих пенсионеров.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 07.05.98 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»: редакция от 31.07.2025.
  2. Федеральный закон от 05.12.2022 N 467-ФЗ «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
  3. В первом чтении поддержаны проекты бюджетов внебюджетных фондов на 2025-2027 гг. // Государственная Дума. URL: https://duma.gov.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  4. Годовой отчет Социального фонда России за 2023 год. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  5. Дегтярь Л. С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 6. С. 62.
  6. Доходность НПФ за 2024 год // Банк России. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» // Международная организация труда. URL: https://www.ilo.org (дата обращения: 09.10.2025).
  8. Накопительная пенсия: кто и как может получить в 2025 году // Спроси.дом.рф. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai (дата обращения: 09.10.2025).
  9. НПФ: развитие вопреки – рынок адаптировался к санкциям // Национальное рейтинговое агентство. URL: https://ra-national.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Отделение СФР по Калужской области напоминает: с 1 июля 2024 года изменились правила выплаты накопительной пенсии // Госуслуги. URL: https://gosuslugi.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  11. Программа долгосрочных сбережений (ПДС) // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  12. С 2024 года в России действует государственная программа долгосрочных сбережений // Центр поддержки экспорта Кировской области. URL: https://exportkirov.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Соловьев А. К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 341.
  14. Союз пенсионеров: пенсия в 2025 году должна составлять 40% от средней зарплаты // Finobzor.ru. URL: https://finobzor.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  15. Что такое программа долгосрочных сбережений // Финансовая культура. URL: https://fincult.info (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...