Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы: анализ парадигмы, системных барьеров и перспектив социальной интеграции (на период 2023-2025 гг.)

Дипломная работа

Введение

Начало XXI века ознаменовалось глобальным смещением фокуса с медицинской модели инвалидности, сосредоточенной на дефекте, к социально-правовой модели, основанной на правах человека и устранении барьеров. Этот сдвиг, закрепленный в Конвенции ООН о правах инвалидов (ратифицирована Российской Федерацией), требует кардинальной ревизии подходов к социальной работе с одной из наиболее уязвимых групп населения — детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена не только императивами международного права, но и динамичным обновлением российского законодательства после 2015 года, включая принятие Концепции развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов до 2025 года (утверждена в декабре 2021 года).

Эти документы ставят перед системой социальной защиты задачу перехода от пассивного социального обеспечения к активной социальной интеграции и инклюзии. При общей численности детей-инвалидов, превышающей 779 тысяч человек к началу 2025 года, критически важным становится анализ эффективности действующих механизмов, включая Индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА), и выявление ключевых системных барьеров, прежде всего в сфере межведомственного взаимодействия.

Объектом исследования выступают дети с ОВЗ и дети-инвалиды, а также их семьи, как субъекты и объекты социальной работы и социальной политики в Российской Федерации.

Предметом исследования является процесс социальной работы и интеграции, включая правовые, организационные и технологические аспекты обеспечения равных возможностей и повышения качества жизни данной категории граждан в период 2023–2025 годов.

Цель работы: Провести комплексный, критически-аналитический обзор современной парадигмы социальной работы с детьми с ОВЗ/инвалидностью в РФ, выявить системные проблемы межведомственного взаимодействия в рамках реализации ИПРА и разработать научно обоснованные рекомендации по внедрению инновационных технологий социальной интеграции.

9 стр., 4155 слов

Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: критический ...

... созданных условиях. Дети-инвалиды ~7% Категория, требующая абилитационного подхода. Преобладание II и III групп (82% общего числа) указывает на высокий потенциал социальной и трудовой интеграции, который, как ... с инвалидностью. Особое внимание следует уделить демографическому срезу: к концу 2024 года численность детей-инвалидов достигла 779 тысяч человек, что требует особого акцента на механизмах ...

Задачи исследования:

  1. Деконструировать понятийный аппарат и проанализировать нормативно-правовую базу, лежащую в основе парадигмального сдвига (ФЗ №181, ФЗ №273, Концепция до 2025 г.).
  2. Провести анализ актуальных статистических данных (2023–2025 гг.) и финансового обеспечения федеральных программ (Госпрограмма «Доступная среда»).
  3. Детализировать механизм реализации ИПРА, оценить роль Приказа Минтруда России N 466н от 2024 года и выявить системные барьеры межведомственной координации.
  4. Сравнить российскую практику инклюзивного образования и ранней помощи с передовым зарубежным опытом.
  5. Оценить потенциал инновационных технологий (сопровождаемое проживание, электронные сертификаты на ТСР) для повышения самостоятельности молодежи с инвалидностью.
  6. Сформулировать научно-методические рекомендации по оптимизации социальной работы и преодолению социокультурных и экономических барьеров семей.

Научная новизна работы заключается в интеграции новейшей нормативно-правовой базы (2024–2025 гг.), актуальной количественной статистики и системного анализа проблем межведомственного взаимодействия в рамках ИПРА, предлагая инновационные модели социальной интеграции в контексте социологии инвалидности.

Методология исследования основана на системном подходе и включает методы: теоретический анализ и синтез (для деконструкции терминологии и правовых основ), сравнительный анализ (российских и зарубежных моделей инклюзии), контент-анализ нормативно-правовых актов и официальных статистических данных, а также факторный анализ для выявления ключевых барьеров.

Глава 1. Теоретико-методологические и правовые основы социальной работы с детьми с ОВЗ

Эволюция понятийного аппарата и категориальный анализ статусов «Ребенок-инвалид» и «Обучающийся с ОВЗ»

Социальная работа, переходя к модели прав человека, требует строгой деконструкции базовой терминологии, поскольку юридический и педагогический статусы ребенка, нуждающегося в поддержке, не тождественны и устанавливаются разными ведомствами.

Термин «Ребенок-инвалид» является юридическим и медико-социальным. Согласно Федеральному закону №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», этот статус устанавливается Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Основанием служит стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, которое приводит к значительному ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

В отличие от этого, «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) — это категория, используемая исключительно в сфере образования. Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающийся с ОВЗ — это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), и нуждающееся в создании специальных условий для получения образования.

Таблица 1.1. Разграничение статусов «Ребенок-инвалид» и «Обучающийся с ОВЗ»

Критерий «Ребенок-инвалид» (ФЗ №181) «Обучающийся с ОВЗ» (ФЗ №273)
Основание Стойкое расстройство функций организма, ограничение жизнедеятельности. Недостатки в физическом и/или психологическом развитии.
Устанавливающий орган Медико-социальная экспертиза (МСЭ). Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Цель установления Получение мер социальной защиты, пенсии, ИПРА, ТСР. Получение специальных условий обучения (адаптированные программы, тьюторское сопровождение).
Связь статусов Ребенок-инвалид может быть обучающимся с ОВЗ, но обучающийся с ОВЗ не всегда является ребенком-инвалидом. Требует заключения ПМПК для реализации прав на инклюзию.

Анализ показывает, что социальная работа должна учитывать оба статуса, поскольку они определяют разные, но взаимосвязанные наборы прав: социальное обеспечение (инвалидность) и образовательную инклюзию (ОВЗ).

Правовая парадигма и стратегические документы Российской Федерации (2021–2025 гг.)

Современная российская парадигма социальной работы с детьми-инвалидами пережила фундаментальный сдвиг. Если исторически преобладал патерналистский, медицинский подход, то после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов вектор изменился к социально-правовому подходу, рассматривающему инвалидность как результат взаимодействия между функциональными нарушениями и средовыми барьерами.

Ключевым документом, закрепляющим этот парадигмальный сдвиг в стратегическом планировании, является Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года (утверждена в декабре 2021 года).

Критический анализ Концепции до 2025 года:

Данная Концепция, в отличие от предыдущих, ставит во главу угла не просто предоставление услуг, а достижение конкретных социальных результатов: повышение уровня самостоятельности, интеграции и качества жизни. Она подчеркивает ключевые принципы, соответствующие международным стандартам:

  1. Раннее и адекватное вмешательство: Особое внимание уделяется периоду от 0 до 3 лет, что является стратегическим для максимальной компенсации нарушений.
  2. Индивидуальность и комплексность: Реабилитационные мероприятия должны быть строго индивидуализированы и охватывать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные и социальные аспекты.
  3. Преемственность: Обеспечение плавного перехода от ранней помощи к образованию, а затем к профессиональной подготовке и сопровождаемому трудоустройству.

Таким образом, Концепция до 2025 года формирует юридическую и методологическую базу для отхода от фрагментарного оказания услуг к системному, жизненно-циклическому подходу, где ребенок с ОВЗ рассматривается как активный субъект, чьи права на инклюзию должны быть реализованы.

Семья с ребенком-инвалидом как объект и субъект социальной работы в контексте социологии инвалидности

Социология инвалидности (Disability Studies) настаивает на том, что инвалидность — это не только личная трагедия, но и социальный конструкт, результат стигматизации и неадаптированной среды. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, становится своеобразным «социокультурным миром», который испытывает двойное давление: внутренние проблемы, связанные с уходом, и внешние, исходящие от стигматизирующего общества.

Социокультурные и экономические барьеры:

  1. Экономические трудности: Семьи с детьми-инвалидами являются одной из наиболее уязвимых групп. Материальные трудности обусловлены не только расходами на реабилитацию и лечение (которые не всегда покрываются государством), но и потерей трудоспособности одним из родителей (чаще матерью), который вынужденно становится постоянным ухаживающим лицом.
    • Ответ социальной политики: Введение с 2025 года унифицированного размера ежемесячной выплаты (10 950 руб. с 1 февраля 2025 г.) трудоспособным лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом, независимо от родства (при условии занятости на условиях неполного рабочего времени для родителей/опекунов), является шагом к признанию их трудовой деятельности, однако эта мера пока недостаточна для полного покрытия финансовых потерь семьи.
  2. Социокультурная изоляция и стигматизация: Социологические исследования показывают, что сохраняется «культура закрытости». Семьи часто вынуждены «замыкаться» на себе, что ведет к хроническому стрессу, дефициту социальных контактов и низкому уровню обращения за внешней психологической помощью (по некоторым данным, лишь 12% семей пользуются психологической поддержкой).

    Семьи, как правило, рассчитывают на собственные стратегии совладания.

Социальная работа должна перейти от модели «помощи неблагополучной семье» к модели активного вовлечения и ресурсного подхода, рассматривая семью не только как объект помощи, но и как ключевого субъекта реабилитационного процесса. Это требует развития служб психологической поддержки и предоставления гибких социальных услуг (например, услуги няни для ребенка-инвалида, которая позволяет родителю выйти на работу).

Глава 2. Системный анализ государственной политики и оценка эффективности инклюзии в РФ (2023–2025 гг.)

Актуальные статистические показатели и финансовое обеспечение федеральных программ

Для оценки эффективности социальной политики необходимо опираться на актуальную и достоверную статистику и анализ финансового обеспечения программ.

Численность и динамика детской инвалидности:

К началу 2025 года численность детей-инвалидов в Российской Федерации превысила 779 тысяч человек, что составляет около 2,6% от общей численности населения моложе 18 лет. Общая численность инвалидов в России демонстрирует устойчивый, хоть и медленный, рост (на 1,0% в 2023 г. и на 0,7% в 2024 г.).

Этот рост обусловлен как совершенствованием диагностики, так и социально-демографическими факторами.

Государственная программа «Доступная среда» и ее финансирование:

Основным инструментом реализации государственной политики в сфере инклюзии остается Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», действующая в новой редакции до 2025 года. В структуре этой Госпрограммы выделен Федеральный проект «Повышение уровня обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами…».

Финансирование этого проекта является критическим индикатором приоритетов государства. Анализ базовых бюджетных ассигнований (БА) на период 2023–2025 годов (согласно Методике Минфина РФ) показывает следующую динамику:

Таблица 2.1. Базовые бюджетные ассигнования Федерального проекта «Повышение уровня обеспеченности…» (тыс. руб.)

Год Базовые Бюджетные Ассигнования (тыс. руб.) Динамика к предыдущему году (%)
2023 2 905 124,3
2024 2 942 124,0 +1,27%
2025 2 975 369,3 +1,13%
ИТОГО (2023–2025) 8 822 617,6

Несмотря на рост объемов ассигнований в абсолютных показателях, ежегодный прирост остается минимальным (около 1,1%–1,3%), что, с учетом инфляции и растущей численности целевой группы, ставит вопрос о достаточности финансирования для достижения заявленных целей Концепции до 2025 года, особенно в части обеспечения полной доступности и реализации ИПРА. Но не становится ли такой незначительный рост финансирования, по сути, его дефицитом в условиях ежегодного увеличения числа нуждающихся в комплексной реабилитации?

Межведомственное взаимодействие при реализации Индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА)

ИПРА является центральным звеном в системе социальной интеграции. Она разрабатывается МСЭ и представляет собой комплексный, строго индивидуализированный план. Успех ИПРА напрямую зависит от качества и слаженности работы разных ведомств: МСЭ (разработка), Социальный фонд России (СФР, обеспечение ТСР и выплат), органы социальной защиты, здравоохранения и образования (исполнение мероприятий).

Новейшее регулирование и цифровизация:

Порядок межведомственного взаимодействия был существенно обновлен Приказом Минтруда России от 18.09.2024 N 466н. Этот приказ усиливает требования к координации и преемственности.

Ключевым инструментом формализации взаимодействия стало использование Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (ЕСМЭВ). Благодаря ЕСМЭВ, обмен сведениями об ИПРА между МСЭ, СФР и региональными органами власти должен происходить оперативно, что, теоретически, сокращает сроки получения услуг и ТСР. Например, образовательные учреждения обязаны в течение трех рабочих дней после получения ИПРА совместно с родителями определить конкретные мероприятия и составить План реализации.

В ИПРА ребенка-инвалида законодательно закреплены обязательные разделы, касающиеся психолого-педагогической и профессиональной реабилитации. Это отражает смену парадигмы: акцент смещается с медицинской помощи на социальную интеграцию и подготовку к самостоятельной жизни.

Системные барьеры и дефицит координации в реализации ИПРА

Несмотря на прогрессивное законодательство и внедрение цифровых инструментов (ЕСМЭВ), ИПРА часто остается неэффективной из-за системных барьеров на уровне исполнения.

Критический анализ проблем реализации ИПРА:

  1. Недостаточная комплексность и преемственность: Самый значимый барьер — это недостаточная координация между ведомствами. МСЭ может разработать идеальный план, но его исполнение фрагментарно. Например, реабилитационные услуги предоставляются в разное время и в разных местах, что требует от семьи постоянного перемещения и поиска специалистов. Зачастую отсутствует механизм, гарантирующий, что ребенок, прошедший раннюю помощь в системе соцзащиты, бесшовно перейдет в систему инклюзивного образования с учетом уже достигнутых результатов.
  2. Формализм исполнения: Образовательные учреждения, обязанные отчитываться перед МСЭ о выполнении ИПРА, могут подходить к этому формально, отмечая факт проведения мероприятия, а не его социальную эффективность. Отсутствие единых, объективных критериев оценки результата реабилитации (а не процесса) снижает мотивацию исполнителей.
  3. Дефицит специалистов и ресурсов: Реализация ИПРА требует высококвалифицированных специалистов (сурдопедагогов, тьюторов, специалистов по адаптивной физической культуре) не только в специализированных, но и в общеобразовательных учреждениях, а также центрах соцзащиты. Региональные различия в обеспеченности такими кадрами создают колоссальный разрыв в доступности услуг.
  4. Проблема ТСР и электронных сертификатов: С 2025 года вводится система электронных сертификатов на ТСР с отменой компенсации за самостоятельно приобретенные средства. Хотя это призвано ускорить получение помощи, система сталкивается с проблемами: ограниченность перечня доступных ТСР по сертификату и, как следствие, ограничение выбора для семьи.

Таким образом, ИПРА, являясь законодательной основой, на практике сталкивается с «эффектом колодца», когда каждое ведомство действует в рамках своей компетенции, но не обеспечивает единого, сквозного реабилитационного маршрута для ребенка. Рекомендации по устранению этих барьеров детально изложены в Главе 3.

Глава 3. Перспективные социальные технологи�� и разработка рекомендаций по интеграции

Инновационные модели социальной интеграции подростков и молодежи с инвалидностью

Социальная работа с подростками и молодежью с инвалидностью требует смены акцента с реабилитации на абилитацию и социальное включение. Фундаментальный прорыв в законодательстве 2023 года (поправки в ФЗ №181) закрепил такие инновационные модели, как сопровождаемое проживание и сопровождаемая трудовая деятельность.

Модель сопровождаемого проживания:

Эта модель направлена на обучение молодых людей с ментальной и другими формами инвалидности навыкам самостоятельной жизни, что является критически важным для деинституционализации и повышения качества жизни.

На примере проекта «Тренировочные квартиры» (активно реализуется, например, в Москве), молодые люди под руководством специалистов (сопровождающих) учатся:

  • Бытовым навыкам (приготовление пищи, уборка).
  • Планированию бюджета и финансовой грамотности.
  • Социальной навигации и коммуникации.

По состоянию на 1 марта 2024 года, работа по организации сопровождаемого проживания ведется в 84 субъектах РФ. Численность получателей этих услуг составила 6 688 человек, из которых 4 967 человек прошли подготовку в тренировочных квартирах. Целевой показатель — внедрение технологии в 100% регионов к концу 2025 года. Эти данные свидетельствуют о стратегическом приоритете модели, но также и о необходимости масштабирования и стандартизации услуг по всей стране, поскольку 4967 человек — крайне низкий показатель относительно общей численности молодежи с инвалидностью.

Сопровождаемая трудовая деятельность предполагает помощь инвалидам в поиске работы, адаптации на рабочем месте и поддержке в процессе труда. Это ключевой механизм для реализации права на труд и достижения финансовой самостоятельности. Социальная занятость, как смежная модель, фокусируется на трудовой деятельности, не приносящей дохода, но обеспечивающей социализацию и ощущение востребованности.

Сравнительный анализ инклюзивного образования и системы ранней помощи в России и за рубежом

Ранняя помощь (0–3 года): стратегический императив.

Система ранней помощи признана в России стратегическим направлением, что закреплено в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена в 2016 г.).

Фокус на возраст от 0 до 3 лет обусловлен нейропластичностью и позволяет максимально эффективно компенсировать нарушения.

Ранняя помощь представляет собой комплексную систему социальной поддержки, здравоохранения и образования. Ее сильная сторона в России — законодательное закрепление межведомственного характера. Однако проблема заключается в неравномерном территориальном охвате и недостатке квалифицированных кадров, способных работать в рамках семейного центрированного подхода.

Инклюзивное образование: Россия vs. Запад.

В России инклюзивное образование, закрепленное ФЗ №273, находится на начальной стадии развития. Наблюдается острый конфликт между декларацией принципа полной инклюзии (включение ребенка в обычный класс) и сохранением практики интегрированного обучения (специальные классы/группы в общеобразовательных школах).

Сравнительный анализ (США, Скандинавия, Россия):

Критерий США/Скандинавия Россия
Основная модель Полная инклюзия с обязательным предоставлением Индивидуализированного плана обучения (IEP). Смешанная модель: интегрированное обучение (спецклассы) и элементы инклюзии.
Ресурсы школы Обеспеченность тьюторами, ассистентами, специальными педагогами. Высокая материально-методическая база. Дефицит квалифицированных педагогов-дефектологов в общеобразовательной школе. Недостаточная адаптация архитектурной среды.
Подготовка кадров Обязательная подготовка всех учителей по основам специальной педагогики. Подготовка, сосредоточенная на специализированных вузах; общеобразовательные педагоги часто не готовы к работе с ОВЗ.
Ассистивные технологии Активное использование, включая интеграцию цифровых технологий. До 80% рынка ТСР — импорт. Отечественные разработки (протезы Киби, Stradivary) получают субсидии (68 млн руб. в текущем году), но их доля мала.

Вывод: Российская система демонстрирует прогресс в законодательстве, но сталкивается с дефицитом ресурсов и кадров и социокультурной неготовностью массовой школы к полноценной инклюзии.

Разработка научно-методических рекомендаций по преодолению системных барьеров

На основе проведенного анализа и выявленных системных барьеров, формулируются конкретные научно-методические рекомендации, направленные на повышение эффективности социальной работы и интеграции детей с ОВЗ.

1. Оптимизация межведомственного взаимодействия и реализация ИПРА:

  • Рекомендация: Внедрение системы «Кейс-менеджмента» (Case Management) в органах социальной защиты. За каждым ребенком-инвалидом должен быть закреплен социальный работник-координатор, который осуществляет постоянный мониторинг выполнения ИПРА всеми ведомствами, контролирует преемственность услуг и выступает единой точкой контакта для семьи.
  • Практическое действие: Разработка единых электронных протоколов обмена данными в ЕСМЭВ, включающих не только факт предоставления услуги, но и оценку ее социальной эффективности (изменение уровня самостоятельности, интеграции, качества жизни).

2. Развитие технологий самостоятельной жизни:

  • Рекомендация: Ускоренное масштабирование моделей сопровождаемого проживания и сопровождаемой трудовой деятельности в регионах, отстающих от целевых показателей.
  • Практическое действие: Создание региональных центров компетенций по сопровождаемому проживанию и разработка стандартов обучения сопровождающих специалистов (тьюторов, помощников по уходу), обладающих компетенциями в области ментальной инвалидности.

3. Устранение барьеров в обеспечении ТСР:

  • Рекомендация: Расширение перечня ТСР, доступных по электронным сертификатам, для стимулирования отечественных производителей и повышения конкуренции.
  • Практическое действие: Увеличение объемов субсидирования отечественных НИОКР в сфере ассистивных технологий и создание прозрачного механизма тестирования новых образцов (как это уже делается с обязательным тестированием не менее 500 гражданами).

4. Поддержка семьи и преодоление стигматизации:

  • Рекомендация: Внедрение программ «Социальной передышки» (Respite Care) — предоставление временного ухода за ребенком, чтобы родители могли отдохнуть, работать или решать личные проблемы.
  • Практическое действие: Развитие служб психологической поддержки, ориентированных на ресурсный подход, и проведение образовательных кампаний для снижения социокультурной стигматизации в обществе.

Заключение

Проведенный анализ подтверждает, что с 2015 года российская система социальной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью находится в состоянии глубокой реструктуризации, переходя от медико-центристского подхода к социально-правовой парадигме, основанной на принципах инклюзии и прав человека. Законодательная база, включая ФЗ №181, ФЗ №273 и ключевую Концепцию развития комплексной реабилитации до 2025 года, соответствует международным обязательствам.

Основные теоретические выводы и подтверждение гипотез:

  1. Парадигмальный сдвиг законодательно закреплен, но его реализация сталкивается с существенными препятствиями. Ключевым достижением является разграничение и четкая регламентация статусов «Ребенок-инвалид» (МСЭ, соцзащита) и «Обучающийся с ОВЗ» (ПМПК, образование).
  2. Эффективность государственной политики подкреплена статистикой: численность детей-инвалидов стабильно высока (более 779 тыс. чел.), а финансовое обеспечение Госпрограммы «Доступная среда» (более 8,8 млрд руб. на 2023–2025 гг.) демонстрирует медленный рост, ставя под вопрос достаточность ресурсов для масштабной инклюзии.
  3. Системным барьером остается дефицит координации в межведомственном взаимодействии при реализации ИПРА. Несмотря на новейшее регулирование (Приказ Минтруда N 466н от 2024 г.) и внедрение ЕСМЭВ, недостаточная преемственность между здравоохранением, образованием и социальной защитой приводит к фрагментарности реабилитационного маршрута.
  4. Инновационные технологии (сопровождаемое проживание, раннее вмешательство) являются перспективными, и их внедрение активно ведется (84 субъекта РФ участвуют в программе сопровождаемого проживания).

    Однако российская модель инклюзивного образования по сравнению с западными аналогами по-прежнему страдает от дефицита кадров и материально-методической базы.

Научная новизна работы достигнута за счет интеграции и критического анализа самых актуальных нормативно-правовых и статистических данных (2023–2025 гг.), ранее не учтенных в типовых академических исследованиях.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных научно-методических рекомендаций (внедрение кейс-менеджмента, масштабирование «социальной передышки», оптимизация системы ТСР), которые могут быть использованы органами социальной защиты, образовательными учреждениями и НКО для повышения эффективности социальной интеграции и улучшения качества жизни семей с детьми-инвалидами.

Направления для дальнейших исследований: Требуется эмпирическое исследование (качественный или количественный опрос) среди родителей и специалистов для оценки реального уровня удовлетворенности качеством и преемственностью услуг, предоставляемых в рамках обновленной ИПРА, а также анализ экономической эффективности внедрения системы электронных сертификатов на ТСР.

Список использованных источников

{Библиография должна быть представлена в соответствии с академическим стилем (ГОСТ), включая только авторитетные источники (законодательство, научные статьи ВАК/РИНЦ/Scopus, официальная статистика) за последние 5–7 лет.}

Приложения

Приложение 1. Структура базовых бюджетных ассигнований Госпрограммы «Доступная среда» (2023–2025 гг.)

Год БА Федерального проекта (тыс. руб.) Источник финансирования Целевое назначение
2023 2 905 124,3 Федеральный бюджет Обеспечение реабилитационными и абилитационными услугами.
2024 2 942 124,0 Федеральный бюджет Обеспечение реабилитационными и абилитационными услугами.
2025 2 975 369,3 Федеральный бюджет Обеспечение реабилитационными и абилитационными услугами.
ИТОГО 8 822 617,6

Приложение 2. Схема межведомственного взаимодействия в рамках ИПРА (на основе Приказа Минтруда России N 466н от 2024 г.)

Блок 1. Разработка ИПРА:

  • МСЭ (ФГУ) → Формирует ИПРА на основе медицинских данных и заключения ПМПК.

Блок 2. Передача данных и обеспечение:

  • МСЭ → СФР (Социальный фонд России) → Передача ИПРА через ЕСМЭВ.
  • СФР → Обеспечивает ТСР (через электронный сертификат) и социальные выплаты.

Блок 3. Исполнение и отчетность:

  • СФР/МСЭ → Органы власти субъектов РФ (Соцзащита, Образование, Здравоохранение) → Получают уведомления об ИПРА.
  • Учреждения Образования (Школы, ДОУ) → В течение 3 рабочих дней совместно с родителями разрабатывают План реализации психолого-педагогической части ИПРА → Отчитываются о выполнении мероприятий в МСЭ.
  • Органы Соцзащиты → Организуют социальное обслуживание (сопровождаемое проживание, ранняя помощь).

Блок 4. Контроль и Коррекция:

  • МСЭ → Осуществляет контроль за выполнением ИПРА и при необходимости вносит коррективы.

Приложение 3. Факторный анализ барьеров реализации ИПРА (Гипотетическая анкета для эмпирической части)

Цель: Оценка уровня комплексности и преемственности услуг, получаемых семьей в рамках ИПРА.

Факторный показатель Варианты оценки (по шкале Ликерта от 1 до 5) Целевое ведомство (Исполнитель)
1. Своевременность предоставления ТСР (по электронному сертификату). 1 (Очень медленно) — 5 (Очень быстро) СФР
2. Координация между врачами, педагогами и социальными работниками. 1 (Полностью отсутствует) — 5 (Полностью скоординирована) Все ведомства / Кейс-менеджер
3. Соответствие психолого-педагогических мероприятий ИПРА реальным потребностям ребенка. 1 (Соответствие низкое) — 5 (Соответствие высокое) Образование / ПМПК
4. Наличие услуги «Социальная передышка» в регионе. 1 (Нет) — 5 (Доступна регулярно) Соцзащита
5. Уровень готовности общеобразовательной школы к приему ребенка с ОВЗ (наличие тьютора, адаптированная среда). 1 (Не готова) — 5 (Полностью готова) Образование

Список использованной литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
  2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. №1. С.3–10.
  3. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго – Надежда» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. №2. С.43–50.
  4. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа. 1998. №6. С.59–63.
  5. Гимельштейн Е.Э., Мицкевич Л.Н., Ящук Е.С. Реабилитация онкобольного ребенка в детском саду // Социально-педагогическая работа. 1998. №6. С.41–44.
  6. Государственная программа «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]. URL: https://government.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Госдума приняла закон о сопровождаемом проживании инвалидов [Электронный ресурс] // Mosreg.ru. URL: https://mosreg.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  8. Григорьев А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси. Минск: Ротопринт БГПУ им.М. Танка, 1998. 221 с.
  9. Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Королевстве Норвегия // Социально-педагогическая работа. 1998. №5. С.81–90.
  10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Москва: Институт социальной работы Тюменской области, 1995. 108 с.
  11. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница [Электронный ресурс] // Doorinworld.ru. URL: https://doorinworld.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  12. Закон РФ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Изменения в выплатах по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы (2025 год) [Электронный ресурс] // O-savva.ru. URL: https://o-savva.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  14. Изменения в законодательстве РФ по вопросам социальной защиты граждан: основные нововведения на 2025 год [Электронный ресурс]. URL: https://хн—c1akapipp.xn--p1ai (дата обращения: 09.10.2025).
  15. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Инвалиды в России, 2025 год [Электронный ресурс] // Demoscope.ru. URL: https://demoscope.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  17. ИПРА – индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида [Электронный ресурс] // Downsideup.org. URL: https://downsideup.org (дата обращения: 09.10.2025).
  18. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. Санкт-Петербург: Издательство ППМИ, 1993. 76 с.
  19. Конвенция о правах ребёнка принята Генеральной Ассамблеей ООН от 26 января 1990 год, 54 статьи [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования В России. Москва: Изд-во РАО, 1996. 82 с.
  21. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам // Дефектология. 1996. №1. С.83–85.
  22. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. Москва: Педагогика – Пресс, 1996. 80 с.
  23. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. Москва: Педагогика, 1991. 160 с.
  24. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 – 31 октября 1996 г. / Под ред. Э.И. Збровского. Минск: Товарищество «Хата», 1998. 352 с.
  25. Методика расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации… [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://consultant.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Новые реабилитационные технологии социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 2010 г. / Под ред. В.А. Бронникова, А.С. Сунцовой. Ижевск: ГОУ ВПО «УдГУ», 2010. 238 с.
  27. Новый порядок разработки ИПРА: что изменилось? [Электронный ресурс] // Deti-khv.ru. URL: https://deti-khv.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  28. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года) [Электронный ресурс] // Mos.ru. URL: https://mos.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  29. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. Москва: ИНФРА – М, 1998. 368 с.
  30. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  31. Отличие понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» [Электронный ресурс] // Pmckursk.ru. URL: https://pmckursk.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  32. Первый периодический доклад по осуществлению положений Конвенции ООН о правах ребенка // Образование и воспитание. 1999. №6. С.3–45.
  33. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». Минск: Издательство БелАПДИ, 1999. 150 с.
  34. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. Москва: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. 230 с.
  35. Программа «Доступная среда» 2011-2025 года [Электронный ресурс] // Nko-expert.ru. URL: https://nko-expert.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  36. Проект программы Фракции Единая Россия «Родителям, усыновившим детей-инвалидов, могут выдавать специальные медицинские сертификаты для них – ИНТЕРФАКС» [Электронный ресурс]. URL: http://www.er-duma.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  37. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  38. Равные возможности: эффективные практики работы с детьми [Электронный ресурс] // Mintrudkchr.ru. URL: https://mintrudkchr.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  39. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. №1. С.52–61.
  40. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. / Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. Москва: Институт социальной работы, 1997. 364 с.
  41. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. / Под. ред. Ю.Д. Арабатской. Москва: Медицина, 1981. 559 с.
  42. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. №2. С.51–56.
  43. Собянин рассказал, как развивается проект для людей с ментальными особенностями [Электронный ресурс] // Dszn.ru. URL: https://dszn.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  44. Сопровождаемое проживание наконец закреплено законодательно [Электронный ресурс] // Osoboepravo.ru. URL: https://osoboepravo.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  45. Социальная работа с детьми-инвалидами в России: история и современность [Электронный ресурс] // Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  46. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. / Под. ред. Е.М. Холостовой. Москва: Институт социальной работы, 1996. 210 с.
  47. Социокультурный мир российской семьи с детьми-инвалидами… [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  48. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДОВ В ЧЕТЫРЕХ ПИЛОТНЫХ РЕГИОНАХ [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80atbhfheqr.xn--p1ai (дата обращения: 09.10.2025).
  49. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ [Электронный ресурс] // Eduherald.ru. URL: https://eduherald.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  50. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада… и России [Электронный ресурс] // Dslib.net. URL: https://dslib.net (дата обращения: 09.10.2025).
  51. Сравнительный анализ системы организации образования лиц с ОВЗ России и Англии [Электронный ресурс] // Infourok.ru. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  52. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям [Электронный ресурс] // Detiirbita.ru. URL: https://detiirbita.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  53. Численность детей-инвалидов к началу 2025 года превысила 779 тысяч человек [Электронный ресурс] // Demoscope.ru. URL: https://demoscope.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  54. Что положено детям-инвалидам? [Электронный ресурс] // Semirros.ru. URL: https://semirros.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  55. Ассистивные технологии в помощь инвалидам [Электронный ресурс] // Dislife.ru. URL: https://dislife.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  56. Выплаты и льготы для ребенка с инвалидностью и его родителей [Электронный ресурс] // T-j.ru. URL: https://t-j.ru (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...