Эволюция и эффективность инструментария денежно-кредитного регулирования Банка России (2019–2025): Вызовы, адаптация и цифровизация

Дипломная работа

В мире, где экономические ландшафты меняются с беспрецедентной скоростью, а геополитические сдвиги рождают новые вызовы, роль центрального банка становится критически важной для поддержания стабильности и обеспечения устойчивого развития. За последние несколько лет, в период с 2019 по октябрь 2025 года, Центральный банк Российской Федерации, подобно многим своим глобальным коллегам, столкнулся с чередой мощнейших потрясений – от глобальной пандемии до беспрецедентного санкционного давления, которое, по оценкам экспертов, в 2022 году стало наиболее масштабным в современной истории. В этих условиях способность регулятора оперативно адаптировать и совершенствовать свой инструментарий денежно-кредитного регулирования (ДКР) стала не просто вопросом эффективности, но и залогом выживания всей финансовой системы.

Данное исследование посвящено глубокому анализу эволюции инструментария ДКР Банка России, его адаптации к сложным экономическим реалиям и трансформации мировой экономики, а также перспективам развития в эпоху цифровизации. Мы рассмотрим, как менялись основные рычаги воздействия – от ключевой ставки до обязательных резервов и операций на открытом рынке, – и как эти изменения отразились на макроэкономической стабильности страны. Особое внимание будет уделено влиянию внедрения цифрового рубля и развитию цифровых финансовых активов (ЦФА), которые обещают стать новой главой в истории финансового регулирования.

Научная новизна работы заключается в актуализации данных до октября 2025 года, детальном рассмотрении новейших законодательных изменений, таких как Федеральный закон от 08.08.2024 N 275-ФЗ, а также в комплексном анализе коммуникационной стратегии ЦБ и тонкостей его операционного механизма. Практическая значимость исследования проявляется в систематизации информации, которая может служить основой для дальнейших академических изысканий, а также для принятия стратегических решений в области макроэкономического управления.

Цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России

В основе любой успешной экономической стратегии лежат четко определенные цели и принципы. Для Банка России таковой является обеспечение ценовой стабильности, что фактически означает постоянное стремление к устойчивой низкой инфляции. Этот фундаментальный императив, закрепленный даже в Конституции Российской Федерации (статья 75), обязывает Центральный банк защищать и обеспечивать устойчивость рубля, действуя при этом независимо от других государственных органов, что является краеугольным камнем его автономии и способности эффективно выполнять свои функции.

11 стр., 5123 слов

Денежно-кредитная политика Банка России: глубокий анализ целей, ...

... стабильности и создании благоприятных условий для экономического роста. Современные цели и мандат Банка России Сегодня основной целью денежно-кредитной политики Банка России ... целью достижения этой цели. Ключевые принципы таргетирования инфляции, заявленные Банком России, включают: Последовательность: Неизменность стратегических целей ... сместила фокус на регулирование денежной массы преимущественно ...

Главная цель: Обеспечение ценовой стабильности и таргетирование инфляции

Исторически Центральные банки по-разному определяли свои приоритеты. От прямого финансирования дефицита бюджета до поддержания стабильного обменного курса – спектр подходов был широк. Однако, в условиях современной макроэкономической теории и практики, все больше регуляторов приходят к выводу, что наиболее эффективным способом обеспечения долгосрочного экономического роста и повышения благосостояния граждан является поддержание ценовой стабильности. Банк России, следуя этому глобальному тренду, с 2015 года официально реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции.

Главная задача заключается в достижении и поддержании годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Этот ориентир не просто цифра; он является своего рода якорем для инфляционных ожиданий и определяет вектор всех решений Совета директоров Банка России. Достижение этой цели требует тонкого баланса между различными экономическими факторами и гибкости в применении инструментария. Макроэкономический прогноз, который включает глубокий анализ как монетарных, так и немонетарных инфляционных факторов, служит основой для принятия решений, учитывая при этом меры экономической политики как внутри страны, так и в крупнейших зарубежных странах. Из этого следует, что таргетирование инфляции не является самоцелью, а служит инструментом для создания предсказуемой экономической среды, стимулирующей инвестиции и сбережения, что в конечном итоге способствует устойчивому росту благосостояния населения.

Принципы реализации ДКП: Последовательность, предсказуемость, прозрачность

Эффективность денежно-кредитной политики во многом зависит не только от правильности выбора инструментов, но и от того, насколько последовательно, предсказуемо и прозрачно Центральный банк действует. Эти принципы являются краеугольными камнями доверия общества к регулятору и его способности влиять на экономические процессы.

С 2015 года Банк России предпринял значительные шаги по повышению информационной открытости. Одним из ключевых направлений стало расширение перечня раскрываемой информации. Так, начиная с 2019 года, среднесрочные прогнозы ключевых макроэкономических показателей стали включаться в пресс-релизы по ключевой ставке в дни опорных заседаний Совета директоров, что позволило участникам рынка и общественности лучше понимать логику принимаемых решений. В 2020 году ознаменовалось еще одним важным изменением: количество пресс-конференций после заседаний Совета директоров по ключевой ставке было увеличено с четырех до восьми в год, что позволило регулятору чаще и более оперативно комментировать свои действия и разъяснять текущую экономическую ситуацию. В 2021 году Банк России пошел еще дальше, опубликовав на своем официальном сайте информацию о модельном аппарате, используемом для анализа и прогнозирования макроэкономических показателей. Более того, прогнозная траектория ключевой ставки также стала общедоступной. Эти меры существенно повысили прозрачность принятия решений. Для получения более широкой обратной связи и учета рыночных настроений, Банк России также начал публиковать результаты опросов российских и зарубежных аналитиков по ключевым показателям развития экономики. Дополнительно проводятся коммуникационные сессии, например, в Твери с участием члена Совета директоров ЦБ РФ, которые позволяют напрямую взаимодействовать с региональными экспертами и участниками рынка.

5 стр., 2420 слов

Рефинансирование коммерческих банков Банком России: роль в денежно-кредитной ...

... составляющая реализации денежно-кредитной политики. Согласно российскому законодательству, эта функция закреплена в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (от 10.07.2002 ... зарабатывание денег, а обеспечение ценовой стабильности. Основная количественная цель Банка России по инфляции (годовой темп прироста потребительских цен) установлена вблизи 4% на ...

Механизм усреднения обязательных резервов, при котором кредитные организации обязаны поддерживать определенный объем средств на корреспондентских счетах в Банке России, также способствует предсказуемости спроса на ликвидность, предоставляя банкам необходимую гибкость. Таким образом, коммуникация, подкрепленная реальными действиями и открытостью, является мощным инструментом управления инфляционными ожиданиями, что критически важно для режима таргетирования инфляции. Какой важный нюанс здесь упускается? То, что прозрачность не просто информирует, но и формирует ожидания, снижая неопределенность для бизнеса и населения, что напрямую влияет на инвестиционные решения и потребительское поведение.

Взаимодействие ДКП с другими элементами экономической политики

Важно понимать, что денежно-кредитная политика не существует в вакууме. Она является неотъемлемой частью более широкой государственной экономической политики, основная цель которой — повышение благосостояния российских граждан. Это предполагает тесную координацию с бюджетно-налоговой политикой, регулированием финансовых рынков и другими направлениями экономического развития.

Однако, несмотря на свою значимость, ДКП имеет свои ограничения. Она, сама по себе, не способна обеспечить устойчивое повышение экономического потенциала страны. Этот потенциал определяется фундаментальными факторами: объемом накопленного капитала, численностью и качеством трудовых ресурсов, а также производительностью труда и капитала. ДКП может создать благоприятные условия для реализации этого потенциала, поддерживая ценовую стабильность и предсказуемую финансовую среду, но не может напрямую генерировать его. Например, низкая инфляция и стабильные процентные ставки стимулируют инвестиции и сбережения, но не могут компенсировать дефицит квалифицированных кадров или технологическое отставание без соответствующих структурных реформ и инвестиций в человеческий капитал и инновации. Таким образом, успех экономической политики в целом зависит от синергии всех ее элементов. И что из этого следует? Что без комплексного подхода, включающего не только монетарные, но и фискальные, структурные и институциональные реформы, ДКП будет иметь ограниченное влияние на долгосрочное развитие, подобно тому как попытка построить здание на одном фундаменте, игнорируя стены и крышу.

Инструментарий денежно-кредитного регулирования Банка России и его эволюция (2019–2025)

На протяжении своей истории Центральные банки постоянно совершенствуют и адаптируют свои инструменты, отвечая на меняющиеся экономические условия, и для Банка России период с 2019 по 2025 год стал временем значительных трансформаций, вызванных как внутренними, так и внешними вызовами.

Основные инструменты и их правовая основа

Законодательная база является фундаментом, на котором строится вся система денежно-кредитного регулирования. Согласно Федеральному закону от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в редакции от 31.07.2025, основные инструменты и методы ДКП Банка России включают:

  • Процентные ставки по операциям Банка России: это основа для формирования стоимости денег в экономике.
  • Обязательные резервные требования: механизм, обязывающий кредитные организации депонировать часть своих обязательств в ЦБ.
  • Операции на открытом рынке: покупка/продажа ценных бумаг для управления ликвидностью.
  • Рефинансирование кредитных организаций: предоставление займов банкам для поддержания их ликвидности. Здесь стоит отметить актуализацию правового поля: Федеральный закон от 08.08.2024 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет возможность открытия в России филиалов иностранных банков, определяет требования к их работе и перечень операций. Для обеспечения исполнения обязательств таких филиалов предусмотрено формирование гарантийного депозита минимум на 1 млрд рублей, что, безусловно, влияет на структуру ликвидности и механизмы рефинансирования.
  • Валютные интервенции: операции на валютном рынке для воздействия на курс рубля.
  • Установление ориентиров роста денежной массы: косвенное воздействие на объем денег в обращении.
  • Прямые количественные ограничения: административные меры, применяемые в исключительных случаях.
  • Эмиссия облигаций от своего имени: инструмент абсорбирования избыточной ликвидности.
  • Другие инструменты: к ним могут относиться «установление ориентиров денежно-кредитной политики», что подразумевает стратегическое планирование и ориентирование рынка.

Эта многогранная система позволяет Банку России гибко реагировать на изменяющиеся условия, сочетая прямые и косвенные методы воздействия.

Ключевая ставка как центральный инструмент

В арсенале Центрального банка ключевая ставка занимает особое место, являясь основным и наиболее публичным инструментом денежно-кредитной политики. По сути, ключевая ставка – это цена, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам и абсорбирует их средства на депозиты. Это своего рода «сигнал» для всей финансовой системы.

Механизм влияния ключевой ставки достаточно прозрачен. Изменяя ее значение, Банк России воздействует на динамику процентных ставок во всей экономике – от ставок по межбанковским кредитам до ставок по депозитам и кредитам для физических и юридических лиц. Если ключевая ставка повышается, кредиты становятся дороже, что снижает внутренний спрос (поскольку меньше людей и компаний готовы брать дорогие кредиты), замедляет экономическую активность и, в конечном итоге, способствует снижению инфляции. И наоборот, снижение ключевой ставки стимулирует кредитование, увеличивает спрос и экономический рост, но может привести к росту инфляции. Таким образом, ключевая ставка является мощным рычагом для управления инфляционными процессами и регулирования экономической активности.

Операционный механизм ДКП и управление ликвидностью

Понимание операционного механизма ДКП Банка России – это ключ к осознанию того, как теоретические цели трансформируются в практические действия на денежном рынке. Главная операционная цель ДКП заключается в поддержании однодневных ставок межбанковского кредитного рынка (МБК) вблизи ключевой ставки. Основным индикатором, за которым пристально следит регулятор и участники рынка, является взвешенная процентная ставка необеспеченных однодневных межбанковских кредитов (депозитов) в рублях – RUONIA (Ruble Overnight Index Average).

Стабильность RUONIA в пределах заданного коридора свидетельствует об эффективности управления ликвидностью.

Банк России достигает этой цели, активно управляя объемом ликвидности в банковском секторе путем ее предоставления или абсорбирования, используя целый спектр инструментов.

Операции постоянного действия и процентный коридор

Основой стабильности денежного рынка являются операции постоянного действия, доступные банкам ежедневно. Эти операции формируют так называемый процентный коридор – диапазон, в котором могут колебаться однодневные ставки МБК.

Процентные ставки по операциям постоянного действия на срок 1 день являются фиксированными и формируют границы этого коридора. Верхняя граница коридора – это ставка по кредитам овернайт (кредиты, предоставляемые Банком России банкам на один день), которая равна ключевой ставке плюс 100 базисных пунктов (б.п.).

Нижняя граница – это ставка по депозитным операциям овернайт (депозиты, принимаемые Банком России от банков), равная ключевой ставке минус 100 б.п. Таким образом, ширина процентного коридора составляет 2 процентных пункта.

Таблица 1: Операции постоянного действия (однодневные)

Тип операции Назначение Доступность Ставка
Депозитные операции Абсорбирование избыточной ликвидности Ежедневно Ключевая ставка — 100 б.п.
Кредиты овернайт Предоставление ликвидности Ежедневно Ключевая ставка + 100 б.п.
Ломбардные кредиты Предоставление ликвидности под залог ценных бумаг Ежедневно Ключевая ставка + 100 б.п.
Репо ОМ (овернайт) Предоставление ликвидности через операции репо Ежедневно Ключевая ставка + 100 б.п.
Валютный своп Обмен валют с обратной сделкой Ежедневно Зависит от рыночных условий

Эти операции позволяют банкам регулировать свою краткосрочную ликвидность, предотвращая слишком сильные отклонения ставок МБК от ключевой ставки.

Аукционы по предоставлению/абсорбированию ликвидности

Помимо операций постоянного действия, Банк России активно использует аукционы для более точечного и масштабного управления ликвидностью. Эти аукционы делятся на несколько типов в зависимости от срока и цели:

  • Основные аукционы (депозитные/репо на 1 неделю): Проводятся еженедельно и являются основным инструментом для управления общим объемом ликвидности в банковском секторе и, как следствие, уровнем ставок денежного рынка. Через депозитные аукционы Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, а через репо-аукционы – предоставляет ее.
  • Аукционы «тонкой настройки» (депозитные/репо на 1-6 дней): Проводятся в отдельные дни по мере необходимости. Их цель – предотвратить чрезмерные, краткосрочные колебания ставок денежного рынка внутри процентного коридора, вызванные неожиданными факторами ликвидности. Эти аукционы позволяют оперативно сглаживать пики и провалы.
  • Аукционы на длительные сроки (размещение облигаций Банка России до 3 месяцев): Проводятся ежемесячно или с еженедельным доразмещением. Эти операции используются для снижения нагрузки на основные аукционы в условиях устойчивого и масштабного структурного избытка или дефицита ликвидности. Например, при структурном профиците Банк России абсорбирует часть ликвидности путем выпуска купонных облигаций со сроком до 3 месяцев, что позволяет «связать» деньги на более длительный период.
  • Кредитные аукционы (3 месяца): Проводятся ежемесячно и также являются инструментом предоставления ликвидности на более длительный срок, поддерживая потребности банковского сектора в среднесрочном финансировании.

Таблица 2: Сравнительный анализ аукционов Банка России

Тип аукциона Срок Частота Цель
Основные (депозитные/репо) 1 неделя Еженедельно Управление объемом ликвидности и уровнем ставок денежного рынка
«Тонкой настройки» 1-6 дней В отдельные дни Предотвращение чрезмерных краткосрочных колебаний ставок внутри процентного коридора
Долгосрочные (облигации) До 3 месяцев Ежемесячно/еженедельно Снижение нагрузки на основные аукционы при устойчивом структурном избытке/дефиците ликвидности
Кредитные 3 месяца Ежемесячно Предоставление ликвидности на среднесрочный период

Все эти инструменты, действуя в комплексе, позволяют Банку России эффективно управлять ликвидностью банковского сектора, обеспечивая тем самым стабильность процентных ставок и бесперебойное функционирование финансовой системы.

Обязательные резервные требования

Обязательные резервные требования (НОР) – это один из старейших и наиболее прямолинейных инструментов денежно-кредитной политики, который обязывает кредитные организации депонировать определенную часть своих привлеченных средств (обязательств) на специальных счетах в Центральном банке. Этот механизм формирует у банков потребность в поддержании определенных остатков средств на корреспондентских счетах в Банке России, тем самым влияя на их свободную ликвидность.

С 2016 года Банк России применяет дифференцированные нормативы обязательных резервов. Это означает, что размер резервирования зависит от типа обязательств. В частности, нормативы по валютным обязательствам традиционно устанавливались выше, чем по рублевым. Эта политика была направлена на девалютизацию балансов банков, то есть на стимулирование их перехода от привлечения и размещения средств в иностранной валюте к рублевым операциям, что повышает устойчивость финансовой системы к внешним шокам.

В 2022 году, в условиях беспрецедентной волатильности на финансовых рынках, Банк России существенно снизил НОР, чтобы предоставить банкам дополнительную ликвидность и поддержать их устойчивость в кризисный период. Это было критически важно для стабилизации банковского сектора.

На 1 августа 2025 года нормативы обязательных резервов установлены следующим образом:

  • 4,5% по обязательствам в российской валюте для банков с универсальной лицензией.
  • 1% для банков с базовой лицензией (меньшие требования для менее рискованных операций).
  • 6% по обязательствам в валютах дружественных стран.
  • 8,5% по обязательствам в валютах недружественных стран.

Эта дальнейшая дифференциация подчеркивает стратегическое стремление Банка России к управлению валютными рисками и переориентации финансовой системы на расчеты в национальных валютах или валютах дружественных стран. Высокие НОР по валютам недружественных стран создают дополнительные издержки для банков, стимулируя их сокращать операции с такими валютами, что соответствует текущей геополитической повестке.

Таблица 3: Нормативы обязательных резервов на 1 августа 2025 года

Тип обязательств/банка Норматив обязательных резервов
В российской валюте (универсальные банки) 4,5%
В российской валюте (базовые банки) 1%
В валютах дружественных стран 6%
В валютах недружественных стран 8,5%

Таким образом, обязательные резервные требования остаются важным, хотя и более жестким, инструментом ДКП, позволяющим Банку России влиять на ликвидность и структуру активов и пассивов банковского сектора.

Эффективность ДКП и адаптация к современным вызовам (2022–2025)

Период с 2022 по 2025 год войдет в историю как один из самых турбулентных для российской экономики. Беспрецедентное внешнее давление, сопоставимое с кризисами мирового масштаба, потребовало от Банка России исключительной гибкости, оперативности и стратегического мышления в реализации денежно-кредитной политики.

Санкционное давление и антикризисные меры (2022 год)

2022 год стал для России годом самых масштабных внешних экономических ограничений. Финансовые ограничения включали заморозку значительной части золотовалютных резервов, введение санкций против крупнейших российских банков, отключение ряда из них от системы SWIFT, а также уход международных платежных систем Visa и Mastercard. Эти меры были призваны парализовать финансовую систему страны.

В ответ на этот беспрецедентный шок, 28 февраля 2022 года Банк России принял решительные меры, резко повысив ключевую процентную ставку с 9,5% до 20%. Это было необходимо для купирования панических настроений, стабилизации курса рубля и предотвращения массового оттока вкладов из банковской системы. Параллельно Правительство РФ и Банк России ввели жесткие меры валютного регулирования, которые включали обязательную продажу 80% валютной выручки экспортерами (Указ Президента от 28.02.2022 № 79) и запрет на вывоз наличной иностранной валюты свыше 10 000 долларов США (Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81).

Также были введены ограничения на предоставление кредитов нерезидентам в инвалюте и переводы валюты на зарубежные счета/карты резидентов.

Эти меры, хотя и носили экстраординарный характер, позволили быстро стабилизировать ситуацию. Резкое укрепление курса рубля в середине марта — конце июня 2022 года было вызвано не только высоким уровнем цен на нефть и положительным сальдо внешней торговли, но и, в значительной степени, именно ужесточением валютного регулирования. К осени 2022 года ключевая ставка была поэтапно снижена до 7,5%, что свидетельствовало о восстановлении доверия и стабилизации макроэкономических условий.

Важно также отметить, что эти вызовы выявили системные проблемы экономики, такие как низкая производительность труда, дефицит квалифицированных кадров и технологическое отставание, а также риски «фискального доминирования», активно формировавшиеся в 2020-2022 гг. под влиянием масштабных шоков предложения. И что из этого следует? Что антикризисные меры, хоть и были эффективными в краткосрочной перспективе, не решали глубинных структурных проблем, которые требуют долгосрочных системных реформ для обеспечения устойчивого развития.

Устойчивость банковской системы и адаптация бизнеса

Вопреки самым пессимистичным прогнозам, российская банковская система не только сумела устоять под ударом санкций, но и продемонстрировала выдающуюся способность к адаптации. В 2022 году банкам удалось выйти на прибыль в 203 млрд рублей, при этом доля прибыльных кредитных организаций в активах сектора составила 78%, а их количество – почти 300. Национальная система платежных карт (НСПК), созданная Банком России в 2014 году, обеспечила бесперебойную работу всех платежных карт на территории России, несмотря на уход Visa и Mastercard. Средства физических лиц в 2022 году выросли на 2,3 трлн рублей, или 6,9%, что даже выше, чем в 2021 году (+5,7%), во многом благодаря повышению ставок по депозитам в марте для купирования кризисных оттоков и выплате социальных пособий. Эта устойчивость является прямым следствием координации работы финансовой сферы с эффективностью ДКП.

Российский бизнес также проявил высокую степень гибкости. К осени 2022 года свыше половины компаний обрабатывающей промышленности адаптировались к санкционному шоку, переключившись на новых поставщиков и сократив издержки. Санкции стали катализатором для российской экономики, освободив ниши для отечественных компаний, дав импульс к импортозамещению и переориентировав торговлю на Восток. Ярким примером является легкая промышленность, где с 2021 по май 2024 года было запущено 15 000 новых предприятий, а производство продукции в 2023 году достигло 2,2 трлн рублей (рост на 4,3% год к году).

Антикризисные меры Правительства РФ и Банка России, включавшие регуляторные послабления для финансовых институтов, меры по защите фондового рынка, ограничения на трансграничное движение капитала, а также снижение ключевой ставки в течение 2022 года до 7,5% к сентябрю, оказали существенную поддержку, и спад в экономике оказался менее значительным, чем ожидалось. МВФ в апреле 2023 года вдвое повысил прогноз роста экономики России на 2023 год до 0,7%, отметив, что начало года оказалось лучше ожиданий.

Сегодня экономика страны переживает активное восстановление внутреннего спроса, кредитная активность остается высокой, ипотечное кредитование ускоряется. В 2024 году объем новых ипотечных кредитов составил около 3 трлн рублей, что на 10% больше, чем в 2023 году. В июне 2024 года объем выдач ипотечных жилищных кредитов (ИЖК) достиг 788,5 млрд рублей, что на 44,5% больше, чем в мае, причем более 85% пришлось на льготное кредитование. В сентябре 2025 года объем выдачи по базовым ипотечным программам вырос на 13,3% по сравнению с августом, приблизившись к отметке в 60 млрд рублей, а общий объем льготных кредитов превысил 220 млрд рублей. Экономическая активность растет быстрее, чем предполагалось, что подтверждается пересмотром прогнозов.

Банк России продолжает настаивать на неизменности своего курса в ДКП — приоритете цели по инфляции и невозможности поддержки/стимулирования экономики при помощи инструментов ДКП, не достигнув ценовой стабильности. Повышение эффективности инструментов ДКП Банка России подтверждается достижением низкой инфляции и способностью Центрального банка выполнять функцию кредитора последней инстанции в кризисных условиях, быстро предоставляя банкам необходимые средства под качественное обеспечение в периоды, когда структурный баланс ликвидности менялся с профицита на дефицит, как, например, в 2014 и 2022 годах. Какой важный нюанс здесь упускается? Успешная адаптация банковской системы и бизнеса к беспрецедентным вызовам 2022 года стала не только свидетельством их устойчивости, но и мощным стимулом для развития внутренней экономики и технологического суверенитета, заложив фундамент для будущих трансформаций, о которых подробнее будет сказано в разделе Структурная трансформация экономики.

Макроэкономические показатели и прогнозы (2019–2025)

Анализ динамики ключевых макроэкономических показателей дает четкое представление об эффективности денежно-кредитной политики и ее реакции на вызовы времени.

Инфляция. Ценовая стабильность остается главной целью Банка России. Динамика инфляции с 2019 по октябрь 2025 года выглядит следующим образом:

| Год/Период | Инфляция (%) |
|———————————|—————|
| 2019 | 3,0 |
| 2020 | 4,9 |
| 2021 | 8,39 |
| 2022 | 11,94 |
| 2023 | 7,42 |
| 2024 (в целом) | 9,52 |
| Январь-август 2025 | 3,94 |
| Годовая инфляция в августе 2025| 8,14 |
| Годовая инфляция в июле 2025 | 8,79 |
| Дефляция в августе 2025 | -0,4 |
| Рост потребительских цен с 30 сентября по 6 октября 2025 | 0,23 |
| Годовая инфляция к 6 октября 2025 | 8,11 |
| Рост потребительских цен с начала 2025 года к 6 октября | 4,53 |

Прогнозы на конец 2025 года:

  • Банк России: 7,20%
  • Минэкономразвития (сентябрь 2025): 6,8% (снижен с апрельских 7,6%)
  • Консенсус-прогноз экономистов: 6,7%

По прогнозу Банка России, годовая инфляция вернется к 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем, что подчеркивает приверженность регулятора своей долгосрочной стратегии.

Валовой внутренний продукт (ВВП). Динамика ВВП отражает общую экономическую активность:

| Год/Период | Рост ВВП (%) |
|———————————|—————|
| 2023 | 3,6 |
| Накопленный рост ВВП (2019-2023) | 4,3 |
| II квартал 2025 (г/г) | 1,10 |
| Январь 2025 (г/г) | +3,0 |
| Январь-февраль 2025 (г/г) | +1,9 |
| Август 2025 (г/г, оценка Минэкономразвития) | 0,4 |
| Январь-август 2025 (г/г, оценка Минэкономразвития) | 1,0 |
| I полугодие 2025 (г/г) | 1,2 |

Объем ВВП:

  • 2024 год: 2173,84 млрд долларов США
  • Ожидание к концу 2025 года: 2052,00 млрд долларов США

Прогнозы роста ВВП:

  • 2024 год (Банк России): 3,5 — 4,0%
  • 2025 год (Минэкономразвития, сентябрь 2025): 1% (снижен с апрельских 2,5%)
  • 2025 год (Консенсус-прогноз): 1,0%
  • 2025-2026 годы (Банк России): 0,5 — 1,5% и 1,0 — 2,0% соответственно
  • 2027 год (Банк России): 1,5 — 2,5% (возвращение к сбалансированному росту)

Отметим, что экономика находилась в фазе перегрева в первом полугодии 2024 года, что требовало осторожных действий от регулятора. Несмотря на адаптацию к внешним ограничениям и переориентацию на внутренний спрос, Банк России продолжает настаивать на неизменности своего курса в ДКП — приоритете цели по инфляции и невозможности поддержки/стимулирования экономики при помощи инструментов ДКП. Эта приверженность ценовой стабильности является ключевым условием для устойчивого долгосрочного роста, а не краткосрочного искусственного стимулирования. Что из этого следует? Приоритет ценовой стабильности означает, что Банк России готов идти на временное замедление экономического роста ради предотвращения долгосрочных инфляционных рисков, что в конечном итоге обеспечивает более прочный фундамент для будущего развития.

Цифровой рубль и Цифровые финансовые активы: Новая эра финансового регулирования

В XXI веке финансовый мир стремительно движется к цифровизации. На фоне этого глобального тренда Банк России активно исследует и внедряет новые технологии, которые могут изменить привычный ландшафт денежного обращения и рынка капитала. В центре внимания — цифровой рубль и цифровые финансовые активы.

Концепция и особенности цифрового рубля

Цифровой рубль — это не новая валюта, а третья форма российского рубля, которая будет существовать наряду с наличными и безналичными деньгами. Важно подчеркнуть их равноценность: один наличный рубль равен одному безналичному и одному цифровому рублю. Это уникальный цифровой код, который хранится в цифровых кошельках на специальной платформе Центрального банка.

Ключевые особенности цифрового рубля:

  • Эмитент: Банк России является единственным эмитентом цифрового рубля, что обеспечивает его надежность и статус государственного обязательства.
  • Двухуровневая розничная модель (Модель D): Банк России выступает оператором платформы, открывая кошельки банкам и Федеральному казначейству. В свою очередь, банки открывают кошельки физическим и юридическим лицам по их поручению и проводят по ним операции. Это позволяет использовать существующую банковскую инфраструктуру, но при этом сохраняет прямой контроль ЦБ над эмиссией.
  • Отсутствие процентного дохода: На размещенные в цифровых кошельках рубли не начисляется процентный доход. Это принципиальное решение Банка России, направленное на то, чтобы цифровой рубль не конкурировал с банковскими депозитами и не вызывал массированный отток средств из коммерческих банков.
  • Доступность: Средства на цифровом кошельке доступны клиенту через любой банк, где он обслуживается, что обеспечивает высокий уровень удобства и универсальности.

Внедрение и пилотный проект

Проект цифрового рубля не является абстрактной идеей, а активно реализуется на практике. Прототип платформы был создан еще в декабре 2021 года. В августе 2023 года Совет директоров Банка России одобрил логотип цифрового рубля, что стало еще одним шагом к его визуализации и признанию.

Значительным этапом стало расширение пилотного проекта с 1 сентября 2024 года. Теперь участникам доступны не только базовые операции, но и более сложные сценарии использования:

  • Открытие, закрытие и пополнение цифровых кошельков.
  • Переводы между гражданами.
  • Оплата товаров и услуг.
  • Простые автоплатежи (смарт-контракты), позволяющие автоматизировать платежи при выполнении определенных условий.
  • Оплата по динамическому QR-коду.
  • Переводы между компаниями.

Число участников пилотного проекта значительно возросло: с 600 до 9 тыс. физических лиц и с 22 до 1200 компаний. Это свидетельствует о растущем интересе и вовлеченности в тестирование новой формы валюты. К 1 июля 2025 года все крупнейшие российские банки должны подготовить свою инфраструктуру для широкого использования цифрового рубля, что предполагает полноценный запуск и масштабирование проекта.

Тарифы операций с цифровым рублем также определены: для граждан операции будут бесплатными, что должно стимулировать его использование. Для бизнеса тариф за прием оплаты цифровыми рублями составит 0,3% от размера платежа, для платежей ЖКХ – 0,2%, а комиссия Банка России за перевод между юридическими лицами – 15 рублей за одну операцию. Эти тарифы значительно дешевле, чем существующие комиссии за эквайринг и межбанковские переводы, что является существенным преимуществом для бизнеса.

Влияние цифрового рубля на ДКП и трансмиссионный механизм

Один из ключевых вопросов, возникающих при обсуждении цифрового рубля, — это его потенциальное влияние на денежно-кредитную политику. Банк России заявляет, что появление цифровой формы рубля не повлияет на механизмы реализации ДКП, и его выпуск не приведет к увеличению количества денег в экономике. ЦБ продолжит таргетировать инфляцию и управлять ставками денежного рынка.

Однако это не означает отсутствие какого-либо влияния. Банк России располагает действенной системой инструментов ДКП для регулирования ликвидности банковского сектора и управления ставками денежного рынка и имеет все инструменты для компенсации вторичных эффектов. Отсутствие процентного дохода на цифровые рубли является стратегической мерой для минимизации рисков оттока средств из коммерческих банков. В долгосрочной перспективе распространение цифрового рубля может повысить эффективность трансмиссионного механизма ДКП за счет снижения транзакционных издержек и роста конкуренции между банками. Более быстрая и прозрачная передача ценовых сигналов, потенциальное ускорение обращения денег и упрощение контроля за целевым использованием средств — все это может сделать ДКП более действенной.

Применение в государственном секторе и трансграничные расчеты

Цифровой рубль открывает новые горизонты для государственного сектора. Технология «окрашивания» (программируемых денег) позволит выбирать целевое направление использования цифр��вых рублей. Это означает, что государственные средства, выделяемые на определенные цели (например, социальные выплаты, субсидии), могут быть «окрашены» и использованы только для этих целей, что значительно повысит эффективность и прозрачность целевых государственных расходов. Банк России активно прорабатывает механизмы использования цифрового рубля в бюджетном процессе совместно с Минфином и Федеральным казначейством. Тестирование таких операций проводилось в конце 2024 года, а до конца 2025 года ЦБ намерен проверить контроль целевого расходования средств, протестировать функционал смарт-контрактов с проверками по типу получателей (MCC-коды, ОКВЭД) и лимитам.

Кроме того, возможность использования цифрового рубля в трансграничных расчетах является важным преимуществом, которое может упростить международные платежи и снизить зависимость от традиционных платежных систем, что особенно актуально в условиях современных геополитических реалий.

Развитие рынка Цифровых финансовых активов (ЦФА)

Параллельно с цифровым рублем в России активно развивается рынок цифровых финансовых активов (ЦФА).

ЦФА — это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Важно отметить, что ЦФА не являются средством платежа, а представляют собой инвестиционный инструмент.

Выпуск и обращение ЦФА регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а Банк России выступает их регулятором. В сентябре 2024 года ЦБ РФ представил концепцию регулирования деятельности операторов информационных систем (ОИС), имеющих право выпускать ЦФА, призванную расширить круг инвесторов и пересмотреть лимиты инвестирования.

Рынок ЦФА демонстрирует впечатляющий рост: в 2024 году объем инвестиций, привлеченных через операторов платформенных сервисов, превысил 180 млрд рублей, а сам рынок вырос в 4 раза до 150 млрд рублей (с 34 млрд в 2023 году).

Более 50% новых выпусков ЦФА в 2024 году осуществили банки. К 2030 году ЦФА могут стать основой для новой финансовой архитектуры страны. Однако, для обеспечения стабильности рынка, с 2026 года регулятор планирует ограничить круг инвесторов в кредитные ЦФА только квалифицированными инвесторами, что является разумной мерой для защиты менее опытных участников рынка от высоких рисков.

Перспективы и направления совершенствования ДКП Банка России

Будущее денежно-кредитной политики Банка России будет формироваться под влиянием сложной комбинации внутренних структурных изменений и глобальных экономических тенденций. Адаптация к этим вызовам требует не только гибкости в применении существующих инструментов, но и проактивного внедрения инноваций.

Структурная трансформация экономики и вызовы для ДКП

Российская экономика находится в процессе глубокой структурной трансформации, стимулируемой как внутренними потребностями, так и внешними ограничениями. В ближайшие несколько лет, вероятно, будут преобладать отрицательные шоки производительности, усиливая проинфляционное давление. Эти шоки могут быть связаны с такими проблемами, как низкая производительность труда, дефицит квалифицированных кадров, технологическое отставание, а также с потенциально длительным периодом охлаждения экономики и жесткой денежно-кредитной и бюджетной политикой. Например, в отраслевом разрезе уже сейчас проявляется беспокойство в строительстве и девелопменте из-за высоких ставок и ограничения субсидированных ипотечных программ, что привело к падению объемов запуска новых проектов.

На этот внутренний процесс накладываются глобальные тренды – реконфигурация мировой торговли и увеличение фрагментации рынков. В таких условиях, ДКП, направленная на поддержание инфляции вблизи цели, будет играть критически важную роль в улучшении перспектив роста производительности и возвращении экономики на траекторию устойчивого роста. Ценовая стабильность создает предсказуемую среду для инвестиций и долгосрочного планирования, что является фундаментом для структурных изменений.

Продолжение структурной трансформации российской экономики будет направлено на обеспечение устойчивого и сбалансированного экономического роста, национальной безопасности и технологической независимости, а также повышения качества жизни населения, исходя из национальных целей развития, установленных Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309. Аспекты трансформации включают:

  • Развитие технологий: Экономика должна стать более технологичной, с ростом затрат государства и бизнеса на исследования и разработки до 2% ВВП к 2030 году.
  • Изменение характера занятости: Переход к экономике высоких зарплат, основанный на повышении производительности труда.
  • Развитие внешнеэкономических связей: Переориентация на новые рынки и партнеров.
  • Формирование новой бюджетной политики и развитие цифровых платформ.

Основная задача государства — поддержка процесса трансформации для ограничения снижения потенциала экономики и обеспечения сбалансированного роста. Меры государственной поддержки включают расширение программ льготного кредитования, усиление протекционистского характера для стимулирования импортозамещения и частной инициативы, поощрение инновационной активности и развитие новых технологий. Также к мерам поддержки относятся: комплекс мер антикризисной поддержки инвестиционных проектов, совершенствование общих принципов налогообложения, разработка стимулирующих механизмов для развития государственно-частного партнерства в целях диверсификации оборонно-промышленного комплекса.

Замедление экономического роста в 2025 году (по прогнозам Минэкономразвития до 1%) связано с меньшим превышением совокупного спроса над производственными возможностями и влиянием более жестких денежно-кредитных условий. Однако продолжится устойчивый рост инвестиционного спроса, что отражает сдвиг в структуре совокупного спроса в сторону увеличения доли инвестиций. Этот рост валового накопления происходит в условиях переориентации российской экономики на внутренний спрос, стимулирования импортозамещающих технологий и адаптации к внешним торговым и финансовым ограничениям. В 2027 году Банк России прогнозирует рост экономики на уровне 1,5 — 2,5%, что означает возвращение к сбалансированному росту. Для выстраивания новой модели экономического роста необходимы меры ДКП в рамках согласованного с бюджетно-налоговой политикой и регулированием финансовых рынков механизма, направленные на содействие структурной перестройке экономики. Но что, если эти меры будут недостаточны для преодоления глубинных структурных проблем, таких как дефицит квалифицированных кадров или технологическое отставание?

Инновации и цифровизация финансового пространства

Цифровизация является одним из ключевых направлений развития финансового сектора, и Банк России активно формирует эту повестку. Одной из важнейших стратегических инициатив является создание единого цифрового пространства, которое будет объединять платежи, обмен данными и удаленную идентификацию. Эта инициатива является логичным продолжением стратегии Банка России по созданию платформы цифрового рубля и направлена на формирование целостной, безопасной и эффективной цифровой финансовой инфраструктуры.

В рамках этой стратегии в 2025 году ЦБ РФ разработает концепцию платформы коммерческих смарт-контрактов. Эта платформа станет новой дополнительной компонентой, в которой банки будут публиковать свои сервисы, по аналогии с магазинами приложений. Представьте себе экосистему, где банки предлагают широкий спектр финансовых продуктов и услуг, основанных на технологии смарт-контрактов, а пользователи могут выбирать наиболее подходящие решения. Это может значительно повысить конкуренцию, снизить транзакционные издержки и предложить потребителям новые, более гибкие и автоматизированные финансовые инструменты.

Такие инновации не только повысят эффективность финансовой системы, но и создадут новые возможности для бизнеса и граждан, способствуя устойчивому развитию экономики в условиях постоянных изменений.

Заключение

Анализ эволюции инструментария денежно-кредитного регулирования Банка России в период с 2019 по октябрь 2025 года убедительно демонстрирует высокую адаптивность и эффективность регулятора в условиях беспрецедентных экономических вызовов и геополитических потрясений. Ценовая стабильность, закрепленная в качестве главной цели, является фундаментальным ориентиром, к которому Банк России последовательно стремится, используя весь арсенал доступных средств.

Коммуникационная стратегия ЦБ, выраженная в повышении прозрачности, предсказуемости и последовательности действий, стала ключевым элементом в управлении инфляционными ожиданиями. От детализации прогнозов до увеличения частоты пресс-конференций и публикации модельного аппарата – все эти меры способствовали укреплению доверия к регулятору.

В период острого кризиса 2022 года Банк России показал способность к решительным и оперативным действиям, резко повысив ключевую ставку и применив жесткие меры валютного регулирования. Эти шаги, в сочетании с гибкостью российской банковской системы и адаптацией бизнеса, позволили не только избежать коллапса, но и выйти на траекторию восстановления. Актуальные макроэкономические данные на октябрь 2025 года, включая динамику инфляции и ВВП, свидетельствуют о продолжающейся работе регулятора по стабилизации экономики, несмотря на сохраняющееся проинфляционное давление и необходимость структурной трансформации.

Внедрение цифрового рубля и развитие цифровых финансовых активов открывает новую эру в финансовом регулировании. Цифровой рубль, как третья форма национальной валюты, обещает повысить доступность финансовых услуг, эффективность целевых государственных расходов через технологию «окрашивания» и потенциал трансграничных расчетов, при этом не нарушая фундаментальных принципов ДКП. Рынок ЦФА, демонстрирующий кратный рост, становится важным каналом для привлечения инвестиций, и Банк России играет ключевую роль в формировании его регулирования.

В долгосрочной перспективе, стратегические направления совершенствования ДКП будут тесно связаны со структурной трансформацией экономики, преодолением отрицательных шоков производительности и развитием инновационного потенциала. Инициативы по созданию единого цифрового пространства и платформы коммерческих смарт-контрактов подчеркивают стремление Банка России к построению современной, технологичной и устойчивой финансовой системы, способной эффективно отвечать на вызовы будущего и содействовать устойчивому экономическому росту и финансовой стабильности. Таким образом, регулятор не просто реагирует на изменения, но и активно формирует будущее финансовой архитектуры страны.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025).

    Статья 35. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

  2. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки : учебник. Москва: КНОРУС, 2010. 560 с.
  3. Парусимова Н. И., Садвокасова К. Ж. Денежно-кредитное регулирование : учебное пособие. Оренбург : ОГУ, 2016. 182 с.
  4. Воробьева Е. И. Основные направления денежно-кредитной политики Банка России относительно кредитной политики банков // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2014. № 1. С. 90-93.
  5. Рудько-Селиванов В. В., Кучина Н. В., Жевлакова М. А. Организация деятельности Центрального Банка : учебник для вузов. Москва: КНОРУС, 2014. 200 с.
  6. Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Организация деятельности Центрального банка: учебник. Москва : КНОРУС, 2016. 440 с.
  7. Николаева И. П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 495 с.
  8. Herbert E. Ausgewählte Politikbereiche // Volkswirtschaftslehre: Makroökonomie, 2006. № 12. Р. 351-353.
  9. Rogall H. Geldpolitik // – Volkswirtschaftliche Stabilität: Volkswirtschaftslehre für Sozialwossenschaftler, 2013. № 156. Р. 287-304.
  10. Моисеев С. Р. Формализация, макроэкономика и денежно-кредитная политика // Финансы и кредит, 2007. № 3. С. 22-31.
  11. Фетисов Г. Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. 509 с.
  12. Иванова В. В., Соколова Б. И. Деньги. Кредит. Банки: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 848 с.
  13. Семенов С. К. Деньги: инструменты регулирования, их классификация и виды // Финансы и кредит, 2007. № 46. С. 27-48.
  14. Крымова И. П., Дядичко С. П. Организация деятельности Центрального банка : учебное пособие. Оренбург : ОГУ, 2017.
  15. Крымова И. П., Дядичко С. П. Центральный банк и проведение монетарной политики: учебное пособие для обучающихся по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит. Оренбург : ОГУ, 2019. 142 с.
  16. Усоскин В. М. Федеральная резервная система: Цели и функции / Пер с англ. В. М. Усоскина. М.: Госфиниздат, 1959. 203 с.
  17. Брагинский С. В. Кредитно-денежная политика в Японии. М. : Наука, 1993. 193 с.
  18. Дробозина А. А., Можайсков О. В. Финансовая и денежно-кредитная система Англии. М. : Финансы и статистика, 1993. 194 с.
  19. Пятенко С. В. Кредитно-денежная политика в США. Москва: Наука, 1992. 157 с.
  20. Пономарев В. А. Государственно-монополистическое регулирование деятельности банков: Границы и противоречия. Москва: Финансы, 1992. 206 с.
  21. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 1992 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7821/ar_1992.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 1993 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7820/ar_1993.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 1994 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7819/ar_1994.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  24. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 1995 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7818/ar_1995.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 1996 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7817/ar_1996.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 1997 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7816/ar_1997.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  27. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 1998 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7815/ar_1998.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  28. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 1999 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7814/ar_1999.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  29. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2000 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7813/ar_2000.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  30. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2001 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7812/ar_2001.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  31. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2002 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7811/ar_2002.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  32. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2003 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7810/ar_2003.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  33. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2004 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7809/ar_2004.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  34. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2005 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7808/ar_2005.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  35. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2006 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7807/ar_2006.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  36. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2007 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7806/ar_2007.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  37. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2008 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7805/ar_2008.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  38. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2009 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7804/ar_2009.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  39. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2010 год. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7803/ar_2010.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  40. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2011 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7802/ar_2011.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  41. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2012 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7801/ar_2012.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  42. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2013 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7800/ar_2013.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  43. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2014 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7799/ar_2014.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  44. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2015 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7798/ar_2015.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  45. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2016 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7797/ar_2016.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  46. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2017 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7796/ar_2017.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  47. Указание Банка России от 13.09.2012 г. № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  48. Сайт Банка России. Годовой отчет Центрального банка РФ за 2018 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/19699/ar_2018.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  49. Сайт Банка России. Бюллетень банковской статистики. URL: http://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/ (дата обращения: 09.10.2025).
  50. Сайт Банка России. «Об операциях «тонкой настройки» по абсорбированию ликвидности». URL: http://www.cbr.ru/press/PR/?file=14022014_134218stavka-likvidnost.htm (дата обращения: 09.10.2025).
  51. Захарова О. В. Развитие системы рефинансирования российских банков как фактор обеспечения ликвидности банковского сектора // Экономика. Налоги. Право, 2015. № 1. С. 43-52.
  52. Вахрушев Д. С., Кальсин А. Е. Денежно-кредитное регулирование как элемент системы публичного управления в России: современные тенденции и противоречия // Науковедение Том 9, 2017. № 4. С. 3-9.
  53. Наумкина Т. В., Сазонова М. А. Денежно-кредитное регулирование России на современном этапе // Молодой ученый, 2017. № 15. С. 437-439.
  54. Сайт Банка России. Доклад о денежно-кредитной политике № 2, 2017 г. и 2018 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7830/2017_02_ddcp.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  55. Шмидт М. А. Оценка режима проведения денежно-кредитной политики // Молодой ученый, 2018. № 10. С. 111-115.
  56. Сайт Банка России. Доклад о денежно-кредитной политике № 3, 2018 г. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7822/2018_03_ddcp.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  57. Банк России. Денежно-кредитная политика. URL: https://www.cbr.ru/dkp/ (дата обращения: 09.10.2025).
  58. Банк России. Цели и принципы денежно-кредитной политики. URL: https://www.cbr.ru/dkp/goals_principles/ (дата обращения: 09.10.2025).
  59. Банк России. Система инструментов денежно-кредитной политики. URL: https://www.cbr.ru/dkp/instruments_system/ (дата обращения: 09.10.2025).
  60. Банк России. Цифровой рубль. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/digital_ruble/ (дата обращения: 09.10.2025).
  61. Банк России. Цифровой рубль. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/112955/Consultation_Paper_201013.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  62. Банк России. Новые вызовы для денежно-кредитной политики. URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/120619/new_challenges_for_monetary_policy.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  63. Банк России. Цифровые финансовые активы и их операторы. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/crs/cfa/ (дата обращения: 09.10.2025).
  64. Банк России. Инфляция в России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/inflation/ (дата обращения: 09.10.2025).
  65. КонсультантПлюс. Цели и принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282585/744036f060762391b40212e3ef4e532b26090c29/ (дата обращения: 09.10.2025).
  66. КонсультантПлюс. Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431969/8472506b12a02b11e2f32f38d35f410a80e46ed0/ (дата обращения: 09.10.2025).
  67. КонсультантПлюс. Раздел 1. Цели, принципы и инструменты денежно-кредитной политики. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398018/d8e13636737b926487e47209930f6a2731b87a8b/ (дата обращения: 09.10.2025).
  68. КонсультантПлюс. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363065/d6d7b21e8d904ce05a5a78129dd942289436a00d/ (дата обращения: 09.10.2025).
  69. КонсультантПлюс. Прогноз основных макроэкономических показателей. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431969/6b85b5974a26f600490159b3f3366a337722955f/ (дата обращения: 09.10.2025).
  70. Ведомости. ЦБ: цифровой рубль не повлияет на реализацию денежно-кредитной политики. 27.09.2024. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2024/09/27/1063623-tsb-tsifrovoi-rubl (дата обращения: 09.10.2025).
  71. GoGov.ru. Инфляция в России по годам: официальные данные с 1991 по 2025 от Росстата и ЦБ РФ. URL: https://gogov.ru/articles/inflation-russia (дата обращения: 09.10.2025).
  72. InvestFuture. Цифровой рубль: как новая валюта сосуществует с наличными и безналичными расчетами. 08.10.2025. URL: https://investfuture.ru/articles/173956-tsifrovoj-rubl-kak-novaya-valyuta-sosushchestvuet-s-nalichnymi-i-bezn (дата обращения: 09.10.2025).
  73. SberCIB. Инфляция в России: динамика с начала года и прогнозы на 2025 год. URL: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/infljacija-v-rossii-dinamika-s-nachala-goda-i-prognozy-na-2025-god (дата обращения: 09.10.2025).
  74. Sberbank. Что такое цифровой рубль, зачем он нужен и почему его не нужно бояться. URL: https://www.sberbank.ru/ru/person/blog/digital-ruble (дата обращения: 09.10.2025).
  75. TAdviser. ВВП России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%92%D0%92%D0%9F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 09.10.2025).
  76. TAdviser. Цифровой рубль. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 09.10.2025).
  77. TAdviser. Цифровые финансовые активы в России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 09.10.2025).
  78. TradingEconomics.com. Индекс инфляции в России | 1991-2025 Данные | 2026-2027 прогноз. URL: https://tradingeconomics.com/russia/inflation-cpi (дата обращения: 09.10.2025).
  79. TradingEconomics.com. Темп роста ВВП России | 1996-2025 Данные | 2026-2027 прогноз. URL: https://tradingeconomics.com/russia/gdp-growth-annual (дата обращения: 09.10.2025).
  80. TradingEconomics.com. ВВП России | 1988-2024 Данные | 2025-2027 прогноз. URL: https://tradingeconomics.com/russia/gdp (дата обращения: 09.10.2025).
  81. ComNews. Банк России зарегулирует рынок ЦФА. 26.08.2025. URL: https://www.comnews.ru/content/233074/2025-08-26/2025_cbr_zareguliruet_rynok_cfa (дата обращения: 09.10.2025).
  82. ComNews. ЦБ создаст единое цифровое пространство. 08.10.2025. URL: https://www.comnews.ru/content/233630/2025-10-08/2025_tsb_sozdast_edinoe_tsifrovoe_prostranstvo (дата обращения: 09.10.2025).
  83. Совет Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов. URL: http://council.gov.ru/media/files/1Xl2fK15UuJ1P2bK0gP9W3s7gP6z1n63.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  84. Журнал ПЛАС. Перспективы внедрения цифрового рубля для госсектора и бизнеса. URL: https://plusworld.ru/journal/finopolis-2025-itogi/perspektivy-vnedreniya-tsifrovogo-rublya-dlya-gossektora-i-biznesa/ (дата обращения: 09.10.2025).
  85. Цифровые Финансовые Активы. Регуляторный мониторинг ЦФА. URL: https://xn--80adbj0cgtf.xn--p1ai/monitoring-cfa/ (дата обращения: 09.10.2025).
  86. BeInCrypto. Как цифровой рубль повлияет на денежно-кредитную политику. URL: https://beincrypto.ru/kak-cifrovoj-rubl-povliyaet-na-denezhno-kreditnuyu-politiku-ocenka-czb-rf/ (дата обращения: 09.10.2025).
  87. CyberLeninka. Цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе развития экономики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-printsipy-denezhno-kreditnoy-politiki-banka-rossii-na-sovremennom-etape-razvitiya-ekonomiki/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
  88. CyberLeninka. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/denezhno-kreditnaya-politika-rossii-v-usloviyah-sanktsiy/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
  89. CyberLeninka. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования: теоретические аспекты. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-instrumenty-denezhno-kreditnogo-regulirovaniya-teoreticheskie-aspekty/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
  90. CyberLeninka. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: РЕАКЦИЯ НА НОВЫЕ ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/denezhno-kreditnaya-politika-rossii-reaktsiya-na-novye-vneshnie-vyzovy/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
  91. Денежно-кредитная политика и новые вызовы экономического развития. URL: https://www.imemo.ru/publications/periodical/me-im/archive/2023/8-2023/monetary-policy-and-new-challenges-of-economic-development (дата обращения: 09.10.2025).
  92. Денежно-кредитная политика России в условиях международных санкций. URL: https://www.researchgate.net/publication/348395568_Denezno-kreditnaa_politika_Rossii_v_usloviah_mezduнародных_sankcij (дата обращения: 09.10.2025).
  93. Эволюция инструментов денежно-кредитной политики центрального банка России в контексте трансформации денежного обращения. URL: https://bitjournal.ru/jour/article/view/100/100 (дата обращения: 09.10.2025).
  94. Банковское дело. Современная денежно-кредитная политика Банка России в условиях трансформации экономики. В. А. МИТРОФАНОВ, Финансовый университет при Правительстве РФ И. О. РУБАНОВ, Финансовый университет при Правительстве РФ. URL: https://bankd.ru/article/2023/07/sovremennaya-denezhno-kreditnaya-politika-banka-rossii-v-usloviyah-transformatsii-ekonomiki/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...