Теоретико-правовые основы и государственная политика в сфере финансирования МСП
Краткая аннотация: Предмет исследования, роль и актуальность
Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) исторически является фундаментом устойчивости экономики, драйвером инноваций и главным источником создания новых рабочих мест. В Российской Федерации правовой статус субъектов МСП строго регламентирован Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, а также последующие изменения в критериях отнесения к МСП, определяют круг компаний, имеющих право на государственную поддержку и льготное банковское финансирование.
Актуальность настоящего исследования продиктована кардинальными изменениями в макроэкономической среде 2023–2025 годов. Период характеризуется ужесточением денежно-кредитной политики Банка России, что привело к резкому росту ключевой ставки и, как следствие, к удорожанию и ограничению доступа к кредитным ресурсам для МСП. В этих условиях центральное место занимают государственные программы поддержки, направленные на компенсацию высоких ставок и снижение кредитного риска для банков. Целью данной работы является не только анализ современного состояния кредитования МСП в РФ, но и критическое осмысление действующих методик оценки кредитного риска, с последующей разработкой практических рекомендаций, позволяющих повысить объективность кредитного процесса.
Нормативно-правовое регулирование кредитования МСП
Система банковского кредитования МСП функционирует в жестких рамках, заданных как федеральным законодательством, так и регуляторными актами Банка России. Регуляторная база формирует два ключевых аспекта: требования к капитализации и резервированию рисков (Базель III) и инструменты стимулирования кредитования.
Ключевые регуляторные акты и инструменты:
- Специализированные механизмы рефинансирования ЦБ РФ: Для стимулирования кредитования МСП Банк России использует программы рефинансирования, предоставляя банкам средства на льготных условиях. Ключевым действующим инструментом является программа «Поддержка МСП под поручительства АО «ФК МСП» или под залог ОФЗ».
- Принцип работы: Банки получают возможность рефинансировать кредиты, выданные МСП, по сниженной ставке, что позволяет им предлагать заемщикам более конкурентоспособные условия.
- Условия: Процентная ставка по данному инструменту устанавливается по правилу: меньшая из двух — 6,50% годовых или ключевая ставка, уменьшенная на 1,00 п.п. (Например, при ключевой ставке 15,0% годовых, ставка рефинансирования составит 14,0% годовых).
9 стр., 4059 слов
Актуальные вопросы формирования годовой финансовой отчетности ...
... процессов, это требование было исключено из процесса годового закрытия счетов для счетов клиентов – не кредитных организаций (Указание Банка России от 04.09.2013 № 3054-У). 3. ... аспектов формирования годовой и публикуемой финансовой отчетности кредитных организаций в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена постоянным совершенствованием регуляторной среды Банком России, в частности, ...
Срок рефинансирования может достигать 3 лет.
- Законодательное закрепление кредитных каникул (ФЗ № 276-ФЗ): В условиях повышенной волатильности и экономического давления государство ввело новые механизмы для поддержки наиболее уязвимых слоев бизнеса. С 1 октября 2025 года вступил в силу Федеральный закон № 276-ФЗ, который предоставляет субъектам МСП и самозанятым право на оформление кредитных каникул сроком до шести месяцев.
- Целевое назначение: Механизм предназначен для облегчения долгового бремени по кредитам, заключенным не ранее 1 марта 2024 года.
- Установленные лимиты (по сумме кредита):
- Микропредприятия: до 60 млн рублей.
- Малые предприятия: до 400 млн рублей.
- Средние предприятия: до 1 млрд рублей.
Эти меры демонстрируют адаптацию регуляторной политики к условиям экономического кризиса, ставя целью не только поддержание ликвидности банков, но и прямую поддержку платежеспособности заемщиков.
Государственные программы поддержки и инструменты снижения кредитного риска
Государственная поддержка кредитования МСП сосредоточена на двух ключевых направлениях: субсидирование процентной ставки и предоставление гарантий/поручительств.
Программы субсидирования (Программа 1764):
Одной из наиболее значимых мер остается Программа субсидирования кредитов МСП (Постановление Правительства РФ № 1764), которая позволяет банкам выдавать кредиты по сниженной ставке, компенсируя разницу за счет бюджета. Цель программы — обеспечить доступность долгосрочного финансирования для инвестиционных целей.
Роль Корпорации МСП и «Зонтичные поручительства»:
Ключевым инструментом снижения кредитного риска для банков, особенно при работе с заемщиками, не имеющими достаточного залогового обеспечения, являются поручительства АО «Корпорация МСП».
В последние годы наблюдается взрывной рост популярности так называемых «зонтичных поручительств». Эта форма поддержки позволяет банкам работать с менее обеспеченными залогами, снижая при этом размер резервов по потенциальным потерям, что критически важно в период ужесточения денежно-кредитной политики.
Показатель | 2022 год | 2023 год | Динамика |
---|---|---|---|
Доля «зонтичных поручительств» в общем объеме господдержки | 23% | 44% | Рост в 1,91 раза |
Столь существенный рост доли поручительств Корпорации МСП (почти до половины всех кредитов, выданных в рамках господдержки) свидетельствует о том, что именно механизм гарантий стал ключевым фактором, позволяющим банкам сохранять активность на рынке кредитования МСП в условиях высокой неопределенности и жесткой ДКП. Общий объем финансовой поддержки, полученной МСП по всем программам нацпроекта в 2023 году, превысил 1,7 трлн рублей, подтверждая критическую важность государства как компенсатора рыночных рисков.
Современное состояние и структурный анализ кредитного портфеля МСП (2023-2025 гг.)
Ключевой тезис: Динамика роста на фоне ужесточения ДКП
Период 2023–2025 годов стал временем контрастов для рынка кредитования МСП. С одной стороны, отмечался исторически высокий объем портфеля и значительный прирост, с другой — нарастающие признаки замедления, вызванные жесткой денежно-кредитной политикой (ДКП) Банка России. Насколько устойчив этот рост, если внешние условия продолжают давить на маржинальность бизнеса?
Кредитный портфель субъектов МСП (с учетом квазиМСП) на 01.01.2024 составил 12,4 трлн рублей, продемонстрировав впечатляющий годовой прирост в 29%. Однако уже в 2024 году, когда высокая ключевая ставка начала оказывать сдерживающее влияние, ситуация изменилась. К 01.01.2025 общий портфель достиг 14,5 трлн рублей, но годовой темп прироста замедлился до 16,6% (по сравнению с 29,4% в 2023 году).
Это замедление является прямым следствием удорожания фондирования для банков и ужесточения требований к заемщикам.
Динамика и качество кредитного портфеля
Анализ качества кредитного портфеля МСП выявляет парадоксальную ситуацию: несмотря на финансовое давление, номинальный уровень просроченной задолженности (NPL) остается низким, но при этом резко возрастает количество проблемных заемщиков.
Анализ NPL и реструктуризаций:
На конец 2024 года доля просроченной задолженности (NPL, ссуды с просрочкой свыше 90 дней) в портфеле кредитов МСП составила всего 4,4%. Этот показатель обновил исторический минимум, что, на первый взгляд, свидетельствует о высоком качестве портфеля.
Однако более глубокий анализ показывает, что этот низкий NPL достигается за счет активного использования банками механизмов реструктуризации и пролонгации кредитов, особенно в условиях действия новых законодательных мер (кредитные каникулы).
Парадокс просрочки и реструктуризации:
Показатель | 2023 год | 2024 год | Рост (разы) |
---|---|---|---|
Количество сделок по реструктуризации (тыс. сделок) | 17,4 | 44,5 | 2,56 |
Объем реструктуризаций (млрд руб.) | 509,3 | 519,9 | 1,02 |
Рост числа компаний с просрочкой (год к году) | N/A | +54,4% | N/A |
Резкий рост количества реструктуризаций (в 2,56 раза) при незначительном увеличении их общего объема указывает на то, что финансовое давление в первую очередь ощутили на себе микро- и малые предприятия, берущие небольшие по объему кредиты. Рост числа компаний с просрочкой на 54,4% подтверждает, что, хотя крупный и средний бизнес (квазиМСП) демонстрирует высокую устойчивость, микро-сегмент находится в зоне высокого риска. Банки предпочитают реструктурировать задолженность небольших клиентов, чтобы формально сохранить NPL на низком уровне и избежать формирования высоких резервов, что маскирует реальное ухудшение финансового здоровья мелкого бизнеса. И что из этого следует? Это означает, что статистика NPL на данном этапе отражает не фактическое качество активов, а степень использования регуляторных и договорных лазеек для отсрочки признания потерь.
Анализ структурных искажений рынка: «Квази-МСП» и отраслевая концентрация
Критически важный методологический аспект анализа — необходимость отделения «чистого» кредитного портфеля МСП от задолженности крупных заемщиков, которые формально подпадают под критерии сегмента (т.н. «квазиМСП»).
Структурное разделение портфеля (на 01.01.2025):
- Общий кредитный портфель МСП (с квазиМСП): 14,5 трлн рублей.
- «Чистый» кредитный портфель МСП (без квазиМСП): около 7 трлн рублей.
Таким образом, почти половина всего объема кредитования, отражаемого в статистике, приходится на крупные компании, которые, по сути, являются заемщиками корпоративного сегмента. Этот факт существенно искажает отраслевую картину и средние показатели риска.
Отраслевая концентрация и влияние «Стройки»:
Анализ «очищенного» портфеля МСП показывает традиционное доминирование торговли.
Отрасль | Доля в «чистом» портфеле МСП |
---|---|
Торговля | 25,5% |
Обрабатывающие производства | 14,4% |
Сельское хозяйство | 12,2% |
Прочие | 47,9% |
Однако, при включении квазиМСП, картина резко меняется, демонстрируя высокую концентрацию в сегментах, связанных со строительством. Это объясняется системой проектного финансирования. 63% кредитов крупных заемщиков (квазиМСП), которые формируют около половины всего портфеля, приходятся на три вида экономической деятельности, связанных со строительством. Финансирование застройщиков через эскроу-счета часто осуществляется по льготным ставкам (менее 3% годовых), что искусственно снижает среднюю стоимость кредита по сегменту в целом. Какой важный нюанс здесь упускается? Упускается то, что льготные ставки по проектному финансированию искажают не только среднюю стоимость кредита, но и восприятие банками реального риска в других, менее защищенных государством отраслях.
Продуктовый срез и тенденции в кредитовании
Высокая стоимость фондирования, обусловленная жесткой ДКП, привела к структурному сдвигу в спросе на кредитные продукты.
Тенденции продуктового спроса:
- Снижение среднего чека: Средний размер кредита, выданного субъекту МСП, в декабре 2024 года снизился до 5,2 млн рублей, что на 17,3% меньше, чем годом ранее. Это отражает стратегию МСП: минимизация заимствований и отказ от крупных инвестиционных проектов.
- Сдвиг к краткосрочному финансированию: На фоне высоких ставок наблюдается структурный сдвиг в сторону роста спроса на более короткие кредиты для обслуживания операционной деятельности (оборотные цели).
- Снижение доли долгосрочных кредитов: Доля кредитов сроком свыше одного года в портфеле МСБ, достигнув пика в 64% на конец 2023 года, в 2024 году начала замедляться. Предприятия избегают фиксации долгосрочных обязательств по высоким ставкам.
- Высокая стоимость кредита для торговли: Отрасль торговли, традиционно отличающаяся высокой волатильностью и потребностью в краткосрочных средствах, несет наибольшую долговую нагрузку. Примерно 37% объема задолженности по кредитам с высокими ставками (24% годовых и выше) приходится именно на МСП, занятые в сфере торговли.
Совершенствование методики оценки кредитного риска и кредитоспособности МСП
Ключевой тезис: Недостаточность стандартизированных метрик
Центральная проблема кредитования МСП в РФ заключается в системном несоответствии между требованиями банков к оценке риска и особенностями финансовой отчетности большинства малых предприятий, которые используют упрощенные системы налогообложения (УСН).
Эта отчетность не дает банкам достаточной информации для объективного применения стандартизированных методик.
Традиционно коммерческие банки, особенно крупные, используют стандартизированные метрики, основанные на концепции Базеля II/III:
- PD (Probability of Default): Вероятность дефолта.
- LGD (Loss Given Default): Уровень потерь в случае дефолта.
Однако в условиях работы с МСП, где финансовые данные ограничены, эти метрики часто строятся на основе отраслевых бенчмарков и исторической статистики, а не на детализированном анализе финансового состояния конкретного заемщика.
Применение продвинутых подходов к оценке риска (ПВР)
Крупнейшие российские банки, работающие с МСП, постепенно переходят к использованию более продвинутого подхода к оценке риска — Подхода на основе внутренних рейтингов (ПВР). Этот подход, требующий одобрения ЦБ РФ, позволяет банку использовать собственные внутренние модели для оценки кредитного риска, что теоретически должно повышать точность и снижать требования к достаточности капитала.
При использовании ПВР в расчет включаются дополнительные ключевые показатели:
- EAD (Exposure at Default): Величина задолженности в момент дефолта. Этот показатель особенно важен для оценки кредитных линий и овердрафтов.
- RWA (Risk Weighted Assets): Активы, взвешенные с учетом риска. RWA напрямую влияет на нормативы достаточности капитала банка (Н1.0).
Формула расчета активов, взвешенных с учетом риска (RWA), выглядит следующим образом:
RWA = Σni=1 EADi × Вес рискаi
где Вес рискаi
определяется на основе вероятности дефолта (PD) и уровня потерь (LGD).
Чем выше риск, тем выше вес, и тем больше капитала банк должен резервировать.
Значимость ПВР для МСП:
ПВР позволяет банкам более гибко управлять капиталом, однако для малого бизнеса, как отмечают актуальные научные исследования, его применение затруднено. Системный недостаток методик оценки кредитного риска МСП в РФ связан с тем, что финансовый анализ на основе УСН не позволяет объективно оценить:
- Реальную рентабельность бизнеса.
- Фактический денежный поток.
- Скрытые активы и обязательства.
Для компенсации этого недостатка критически важно включение в систему показателей критерия «прогнозируемый денежный поток» и разработка нефинансовых критериев.
Разработка двухкомпонентной модели оценки кредитоспособности МСП
Для повышения объективности оценки кредитоспособности МСП, особенно работающих по упрощенной отчетности, предлагается гибридная, Универсальная Интегральная Прогнозная (УИП) модель, сочетающая количественный и качественный скоринг.
1. Финансовый (Количественный) Скоринг
Этот блок строится на основе доступной отчетности (УСН, КУДиР) и должен фокусироваться не столько на балансовых показателях, сколько на способности генерировать денежный поток, достаточный для обслуживания долга.
Критерий | Методика оценки | Обоснование |
---|---|---|
Прогнозируемый денежный поток | Анализ выписки по расчетным счетам (за 6-12 мес.), расчет среднего чистого операционного потока и его прогноз на период кредитования. | Компенсирует отсутствие полноценного Отчета о движении денежных средств. Является прямым показателем способности платить. |
Коэффициент обслуживания долга (DSCR) | Отношение Прогнозируемого денежного потока к сумме ежемесячных платежей по кредиту (должен быть ≥ 1.2). | Стандартизированный критерий, адаптированный под прогнозный, а не ретроспективный поток. |
Коэффициент долговой нагрузки (D/E) | Отношение совокупного долга к собственному капиталу (рассчитывается с учетом косвенных данных). | Оценка финансовой устойчивости и зависимости от внешнего финансирования. |
2. Качественный (Нефинансовый) Скоринг
Качественный блок призван оценить риски, которые невозможно измерить финансовыми показателями. Это особенно актуально для МСП, где успех бизнеса критически зависит от одного лица (собственника/управляющего).
Критерий | Оценка | Балльный вес |
---|---|---|
Деловая репутация и кредитная история | Оценка кредитной истории собственника (как физического лица) и компании. Наличие просрочек, судебных исков, налоговых претензий. | Высокий |
Качество управления и опыта | Опыт работы в отрасли (более 5 лет), уровень образования собственника, наличие профильных специалистов. | Средний |
Рыночная позиция и устойчивость | Наличие диверсифицированной базы поставщиков/покупателей, доля крупнейшего клиента в выручке (не более 30%), отсутствие высокой сезонности. | Средний |
Географический/Отраслевой риск | Принадлежность к стратегическим отраслям (например, сельское хозяйство, обрабатывающее производство) или к рискованным (например, торговля, общепит). | Низкий/Корректирующий |
Кейс-стади: Анализ практики оценки кредитного риска в ведущем российском банке
В качестве актуального примера рассмотрим подходы крупнейших игроков, анализируя комплексный подход Альфа-Банка к оценке МСП.
Альфа-Банк является одним из лидеров по работе с сегментом МСП и активно использует гибридные, цифровые методы оценки:
- Цифровой Скоринг и Big Data: Банк активно использует транзакционные данные своих клиентов, полученные через расчетно-кассовое обслуживание (РКО).
Это позволяет оценить реальный оборот, структуру расходов и поступлений, а также спрогнозировать денежные потоки, минуя недостатки формальной отчетности.
- Экспресс-оценка и «Прескоринг»: Для микро- и малых предприятий широко применяется экспресс-скоринг (прескоринг), который позволяет принять предварительное решение о выдаче кредита за несколько минут. Он основан на анализе:
- Истории РКО (стабильность поступлений).
- Проверке по государственным реестрам (ФНС, ФССП, Реестр МСП).
- Количественной оценке налоговой нагрузки (соотношение налогов к обороту).
- Использование нефинансовых критериев: Альфа-Банк, как и другие крупные банки, включает в оценку:
- Оценку залогового обеспечения: Применяет коэффициенты дисконтирования к рыночной стоимости залога (LTV – Loan to Value), что напрямую влияет на LGD.
- Возраст бизнеса: Предпочтение отдается компаниям, проработавшим более 12–18 месяцев, что снижает PD.
- Синтез с господдержкой: Банк активно интегрирует механизмы «зонтичных поручительств» Корпорации МСП в процесс выдачи, что позволяет снижать риск и выдавать кредиты заемщикам с более низким собственным рейтингом (более высоким PD), перекладывая часть риска на государство.
Этот подход подтверждает тенденцию: современные методики оценки кредитного риска МСП смещаются от статического анализа бухгалтерской отчетности к динамическому анализу транзакций и гибридным скоринговым моделям, которые интегрируют финансовые, нефинансовые и регуляторные (государственные гарантии) факторы.
Проблемы, перспективы и рекомендации по развитию кредитования МСП
Ключевой тезис: Баланс между риском и доступностью
Несмотря на рекордные объемы кредитного портфеля, российский рынок кредитования МСП сталкивается с фундаментальной дилеммой: как обеспечить высокую доступность финансирования для малого бизнеса, не подрывая при этом финансовую устойчивость банков в условиях высоких процентных ставок и экономического стресса.
Проблемы и вызовы
- Проблема высоких ставок и снижения спроса: Ужесточение ДКП сделало кредиты дорогими, что особенно сильно ударило по МСП, вынужденным брать краткосрочные кредиты на оборотные нужды под 24% годовых и выше (особенно в сфере торговли).
Это привело к сокращению инвестиционных проектов.
- Недостаточное проникновение льготного кредитования: В 2024 году доля льготных кредитов в общем объеме выдачи составила всего 8,1% (около 1,2 трлн рублей).
При общем портфеле в 14,5 трлн рублей, действующий портфель льготных кредитов на 01.01.2025 составил лишь 10,7% (1,5 трлн рублей) от всего объема задолженности. Это указывает на ограниченный охват льготными программами, которые не способны полностью компенсировать высокую стоимость фондирования.
- Системный методологический риск: Недостаточная информативность отчетности МСП (УСН) сохраняет высокий уровень неопределенности для банков, усложняя точное применение внутренних рейтингов и повышая консервативность оценки.
Перспективы и стратегические направления
1. Рост проникновения кредитования:
Уровень проникновения кредитования (доля МСП, имеющих действующие кредиты, в общем количестве зарегистрированных субъектов) увеличился до 9,8% по итогам 2024 года, но остается небольшим. Сохраняется значительный потенциал для роста, который будет реализован при смягчении ДКП и снижении ключевой ставки.
2. Развитие альтернативных источников финансирования:
В условиях ограниченного доступа к традиционному банковскому кредитованию для средне- и долгосрочных целей, МСП активно обращают взор на:
- Лизинг: Предоставляет возможность обновления основных средств без немедленного отвлечения значительных средств.
- Краудлендинг (P2B-кредитование): Быстрорастущий сегмент, который предоставляет оперативное, хоть и более дорогое, финансирование для небольших проектов, обходя жесткие банковские требования.
- Рынок капитала (выпуск облигаций): Доступен для наиболее крупных субъектов МСП, и этот инструмент становится все более популярным как альтернатива долгосрочным банковским кредитам.
Рекомендации по совершенствованию
Для коммерческих банков:
- Внедрение УИП-модели оценки: Банкам необходимо ускорить внедрение гибридных моделей, подобных предложенной двухкомпонентной УИП-модели. Это позволит снизить уровень формального отказа, основанного на недостатке отчетности, и принимать решения на основе реальной финансовой активности (транзакционный анализ, прогнозируемый денежный поток).
- Усиление цифровизации нефинансового скоринга: Использовать AI и Big Data для оценки нефинансовых факторов: автоматический анализ социальных сетей, упоминаний в СМИ, проверки контрагентов и истории деловой репутации.
- Активное использование зонтичных поручительств: Банкам следует интегрировать гарантии Корпорации МСП как неотъемлемый элемент кредитного процесса, используя их для компенсации недостатка залога и снижения RWA.
Для регулятора (Банка России и Правительства РФ):
- Расширение охвата льготного кредитования: Необходимо увеличить целевые значения доли льготного кредитования в общем объеме выдачи МСП, особенно для инвестиционных целей, что позволит поддержать рост обрабатывающих производств и сельского хозяйства. Целевой ориентир должен быть не менее 15–20% от общего объема выдачи.
- Стимулирование упрощенного рынка капитала: Разработать меры, упрощающие выход средних предприятий на рынок облигаций, например, субсидирование затрат на эмиссию или предоставление государственных гарантий по части выпущенных бумаг.
- Регуляторная поддержка краудлендинга: Создание более четкой и стимулирующей регуляторной базы для краудлендинговых платформ, признавая их в качестве важного дополнительного источника финансирования для микро- и малого бизнеса.
Список использованной литературы
- Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам первого полугодия 2024 года. Банк России. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Кредитование и поддержка финансирования МСП в 1ПГ24: рост на фоне высок. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. URL: https://fskmb.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Кредитование МСБ в 2023–2024 годах: на правах драйвера рынка. Фонд Росконгресс. URL: https://roscongress.org (дата обращения: 09.10.2025).
- Методология присвоения кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации банкам. Национальные Кредитные Рейтинги. URL: https://www.ratings.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- ОБЗОР МЕТОДИК ОЦЕНКИ КРЕДИТНОГО РИСКА. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТНОГО РИСКА. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Обзор рынка кредитования МСП на 01.12.2024. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. URL: https://fskmb.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок кредитования МСБ по итогам 2024 года и прогноз на 2025-й: ставки сделаны, ставок меньше нет. Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Самозанятые и МСП с 1 октября могут оформить у банков кредитные каникулы. Интерфакс. URL: https://interfax.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Шесть месяцев без платежей: как малому бизнесу и самозанятым получить кредитные каникулы. Newslab. URL: https://newslab.ru (дата обращения: 09.10.2025).